Священномученик Константин (Пятикрестовский)

Cе возжелах заповеди Твоя, в правде Твоей живи мя (Пс.118,40)

Будущий священномученик Константин появился на свет 31 мая 1877 года. Он был вторым сыном в семье протоиерея Михаила Стефановича Пятикрестовского, тогда еще диакона Преображенского Богадельного дома при Никольском единоверческом монастыре. Родился в Москве в Кладбищенском переулке в канун дня памяти равноапостольного царя Константина, и благоверного князя Константина, который совершается 3 июня. Поэтому его назвали Константин, что значит «твердый, постоянный». Имя накладывает отпечаток на характер нарицаемого, оно даётся Господом в честь святого, который будет примером как жить, чьей святой жизни подражать. Эти качества имени как покажет жизнь, станут главными чертами характера нареченного. Необычная фамилия Константина Пятикрестовского и священнического рода Пятикрестовских произошла от места жительства и служения: погоста Пять крестов1 и одноименного памятника (тогда это место было в Коломенском уезде, теперь в южной части г. Воскресенска).
Крестил младенца Константина родной дед, протоиерей Александр Бриллиантов в Троицкой церкви села Троицкое-Кайнарджи (Балашихинское благочиние)2. Будучи благочинным единоверческих церквей, протоиерей Александр перед своей смертью благословил внука богато украшенной иконой Святой Троицы, которую родственники оставили в той же церкви. Родители, протоиерей Михаил Пятикрестовский и Параскева Александровна Бриллиантова, воспитывали своих детей в страхе Божием и любви к ближнему, поэтому все три сына стали священниками, зарекомендовали себя достойными людьми и пострадали в годы гонений.
Константин Михайлович закончил Заиконоспасское духовное училище в 1891 году, и курс Московской Духовной Семинарии по 2-му разряду в 1897 году. В октябре того же года, в возрасте 20 лет, поступил учителем в Георгиевскую двухклассную церковную школу, в которой прослужил два года до принятия священного сана.
11 июля 1899 г. Высокопреосвященнейший Владимир (Богоявленский), митрополит Московский3 определил Константина Михайловича священником в Михайло-Архангельский храм небольшого села Коробчеево Коломенского уезда Московской епархии. Через два месяца, 10 сентября, Константин Михайлович обвенчался с дочерью священника Сергия Митропольского - Людмилой, выпускницей Московского Мариинского епархиального училища и через несколько дней был рукоположен во диакона (сент.1899 г.), а спустя месяц – во иерея (окт.1899 г.). Иерейская хиротония совершалась в Елоховском Богоявленском соборе Преосвященным Парфением (Левицким), епископом Можайским4. Протоиерей Михаил в честь назначения сына Константина священником в Архангельскую церковь села Коробчеево Коломенского уезда благословил его иконой Архангела Михаила, которая до сих пор хранится у продолжателей рода5
Село Коробчеево находится на берегу Оки к востоку от Коломны. Назначение в это место стало результатом хлопот отца Михаила Пятикрестовского, выходца из села Дарищи, расположенного немного севернее города (в нем дьячком служил его отец Стефан Иванов Пятикрестовский).
На приходе о. Константин помимо служения, вел занятия по Закону Божьему в Коробчеевской земской школе. Несмотря на молодость, он усердно исполнял требы, был заботливым пастырем, его уважали и знали не только в Коробчеево, но и в окрестностях Коломенского уезда. Уговаривали перейти в другие приходы: в Чанки и Троицкое-Кайнарджи, но он не согласился, хотя имелись большие жилищные трудности. Церковный дом был в плохом состоянии, зимой в нем промерзали стены и от холода семья часто болела.
В письме от 31 июля 1901 года его тесть Сергей Михайлович Митропольский по этому поводу писал старосте храма: «Вы, я думаю, сами видите, что жить в зимнее время в таком доме совершенно невозможно… По моим хлопотам и просьбам на предмет поправки дома выслано триста рублей, каковые и должны быть употреблены именно на сию безотлагательную нужду. Ввиду сего усерднейше прошу Вас, достоуважаемый Всеволод Иванович, займитесь церковным домом, устраните те неудобства и недостатки, которые делают его невозможным для житья в нем в зимнее время…Как только Бог хранит живущих в нём в продолжение двух зимних сезонов, не говорю уж о постоянных насморках, распухших руках… Мы болеем душою и сокрушаемся сердцем, слыша их прозябание». Несмотря на просьбы, ремонт дома так и не был проведен.
Священник Константин продолжал безропотно терпеть все неудобства и трудности, видя в этом свой жизненный крест. Для исполнения треб ему нередко приходилось переплывать через Оку на лодке. Однажды в холодное время года лодка перевернулась. В тот раз все окончилось благополучно: как рассказывал сам отец Константин, он согрелся стаканом водки. В следующий раз батюшка простыл основательно и болезнь затянулась. Жил он в это время один, в связи с рождением сына Кирилла (20 мая 1902 г.), матушка Людмила переехала в Москву к родителям. Так и не поправившись, 8 августа 1902 года о. Константин был вынужден уйти за штат, и пробыл на излечении около полутора лет, приход в Коробчеево пришлось оставить. Жили в это время в доме отца – протоиерея Михаила на Маросейке.
27 декабря 1903 года по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Владимира (Богоявленского) священник Константин Пятикрестовский был определен в Николаевскую церковь села Летово Подольского уезда (ныне Ленинский р-н). В Подольском уезде у него в нескольких храмах служили родственники. На месте второго назначения отец Константин прослужил около десяти лет. Все эти годы также учительствовал в местной церковно-приходской школе.
Здесь же, в селе Летово, у Пятикрестовских родилось еще двое детей: Пантелеймон (29.07.1905г.) и Севастьян (31.01. 1907г.). Мальчики воспитывались в строгом послушании..
С 1910 по 30 мая 1911 года отец Константин состоял членом благочиннического Совета, а с 30 мая 1911 года по 18 сентября 1913 года был назначен духовно-судебным следователем. В это время он поступил в Духовную академию, но в отличие от братьев, из-за материальных проблем ее не окончил. Причём, протоиерей Михаил Пятикрестовский, был одним из учредителей стипендии «Пятикрестовских и Покровских».
18 октября 1913 года указом Высокопреосвященного Макария (Невского), митрополита Московского6 о. Константин становится настоятелем храма Введения Пресвятой Богородицы, в Конюшенной слободе г. Дмитрова (сейчас Заречье). Семья поселилась на улице Введения (ныне Старо-Рогачевская) в доме, который стал родовым и сохранился до наших дней. Здесь у Пятикрестовских родился четвёртый сын - Виталий (1914).
28 июня 1917 года трагически погибает сестра о. Константина, Евгения вместе с мужем, протоиереем Николаем Скворцовым, настоятелем Духосошественской церкви. Эта трагическая смерть известного московского священника и его супруги стала предвестником грядущих кровавых гонений на Православную Церковь.
Переживая потерю близких, о. Константин становится более замкнутым и немногословным. После Октябрьской социалистической революции Церковно-приходские школы были упразднены в связи с закрытием всех религиозных школ и созданием единой государственной социалистической школы. Шли трудные времена для священнослужителей. О. Константин и Людмила Сергеевна вместе с детьми много времени отдавали крестьянскому труду, при этом никогда не забывали, что главное в жизни - служение Богу. В дневнике их сына Севастьяна сохранился листочек с записью: «Отрешившись от материальной жизни, отец чаще обращается к Богу, служит истово и неторопливо…Как бы предчувствуя грядущую катастрофу, мои родители отрешались от земной жизни и готовили себя к недалёким уже страданиям и близкой смерти».Судя по письмам, в последние годы Константина Михайловича мучили головные боли и болезни желудка.
Пятикрестовские жили в постоянной нужде, однако. помогали односельчанам, делились с ними всем, что имели. О. Константин также помогал в трудоустройстве прихожан на работу
Надо отметить, что о. Константин никогда не носил гражданскую одежду. Как пишет Севастьян: «Несмотря на то, что в молодости, благодаря высокому росту и приятной наружности, он был очень красив в цивильном платье, став священником неизменно носил рясу. На послереволюционных фотографиях мы видим его в подряснике даже на сенокосе. Можно представить каких физических и, главное, моральных сил стоили ему и Людмиле Сергеевне, рожденным и получившим воспитание в Москве, эти сельскохозяйственные занятия. Ведь церковная служба во время голода не приносила никакого дохода. Как кормить четверых детей?» О. Константин считал, что раз Господь дал ему священный сан и священные одежды, то они обязывают носителя быть всегда и везде тем, кем он является пред Богом и Церковью. Одежда священника освящена, подчеркивает святость, красоту, свидетельствует о сане, имеет особый признак. Он всегда и везде помнил, что находится на служении у Бога.
Начиная с 1920-х гг. Комиссии начали применять политику раскола в Русской Православной церкви. В отношениях с людьми о. Константин отличался исключительно мягким характером и хорошим чувством юмора. Но когда вставал вопрос о вере, был тверд. Он сохранил верность Патриарху Тихону7 и послушание епископу Дмитровскому Серафиму (Звездинскому)8, под началом которого служил. Личное общение с известным епископом началось задолго до этого: они оба закончили Заиконоспасское духовное училище, епископ Серафим начинал свое служение под началом протоиерея Александра Яковлевича Бриллиантова и был его преемником в должности благочинного.
О. Константин не поддался давлению обновленческого ВЦУ и в документах живоцерковного Московского Епархиального Управления был назван первым среди пяти наиболее твердых «тихоновцев» Дмитровского уезда.
В те годы аресты церковных иерархов и священнослужителей, закрытия церквей шли повсеместно, но Введенскую церковь – приход отца Константина – эта участь к счастью миновала. В основную задачу нового законодательства входило ухудшение и без того тяжелого положения духовенства. И со своей стороны властные органы сделали все, чтобы сделать жизнь священнослужителей невыносимой. 21 февраля 1927 г. Наркомат труда СССР своим постановлением лишил «бывших и настоящих служителей культов; членов [их] семей» права на пенсию и пособие по безработице9. 7 января 1930 г. в день Рождества Христова в Коломне прошло массовое антирелигиозное шествие, в котором приняло участие 5 тыс. рабочих, началось массовое закрытие храмов и в бывшем Коломенском уезде.
За двадцать четыре года пастырского служения во Введенской церкви Константин Михайлович неоднократно отмечался церковными наградами. К празднику Святой Троицы 5 июня 1918 года получил скуфью, 26 апреля 1926 года - награжден золотым наперсным крестом. К своему 55-летию 12 мая 1932 года был возведен в сан протоиерея епископом Подольским Иннокентием (Летяевым)10 в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Красносельской улице. В 1936 году к Пасхе ему вручили палицу.
В 1937 году началось новое тотальное наступление на Церковь и верующих: было закрыто 8 тысяч храмов, ликвидировано 70 епархий и викариатств, расстреляно 60 архиереев. По плану к 1 мая 1937 года «имя бога должно быть забыто по всей территории СССР, а 30 августа 1937 года вышел оперативный приказ Ежова № 00447.»11
О. Константина арестовали ночью 26 ноября 1937 года, одновременно с ещё четырнадцатью священнослужителями и диаконом Дмитровского собора. Священнику предъявили стандартное обвинение в антисоветской деятельности: распространение контрреволюционной клеветы против существующего строя, высказывание враждебных взглядов против коммунистов, агитация населения против выборов в Советы.
Основным свидетелем обвинения стала Евдокия Попова, объявившая открыто: «Советская власть меня раскулачила, а я вас!» В 1929 году из сострадания к чужому несчастью Константин Михайлович и Людмила Сергеевна пустили на жительство в свой дом сразу несколько семей, в том числе и Попову.
О. Константин категорически отвергал представленные обвинения, стоя на своём: «Виновным в антисоветской агитации я себя не признаю. В частных беседах я говорил: «Православная вера и вообще вера в Бога с арестами священников и закрытием церквей не прекратится, не прекратится она, эта вера, в силу того, что бессмертна».
Эти слова, произнесённые на допросе, отразили стойкость, непоколебимость духа протоирея Константина, его верность в служении Богу.
5 декабря 1937 года «Тройка» НКВД приговорила священника Введенского храма Константина Пятикрестовского к заключению по ст. 58 сроком на 10 лет в исправительно-трудовой лагерь. Семья долго не знала, где находится их отец. Каким – то чудом о. Константин смог передать письмо – маленький квадратик: «Дорогая Люда! Пишу из г. Мариинска Сиб. распред. лаг. НКВД. Привет моим дорогим деткам и внучатам... Если о чем желаешь известить меня, то пиши по означенному адресу. Если отсюда вскоре и возьмут, то твое письмо все равно дойдет до меня чрез Сиб. распред. лаг. НКВД». Матушка Людмила сразу же написала ему ответ, но больше писем не было. Видя переживания матери, Пантелеимон сам решил написать отцу. В семье хранится это письмо, на обороте которого один заключенный написал ответ: «…Верте и верте еще скажу отслужить погребение, мне Вас жаль что Вы ему все пишите и пишете наконец вижу сынок Пантюша пишет. Ваши письма 2 еще у меня…»12.
Протоиерей Константин прибыл в Сиблаг 31 декабря 1937 года, а 3 марта 1938-го умер. Из архивной справки, выданной информационным центром ГУВД Новосибирской области 05.05.2000 г. следовало, что причиной смерти были энтероколит и истощение при явлениях сердечной слабости. Родственники всегда считали днём смерти 6 марта, и в заявлении на реабилитацию стоит это число. Погребён был протоиерей Константин Пятикрестовский в безвестной могиле.
6 июля 1938 года во Введенской церкви Дмитрова состоялось первое заочное отпевание ее бывшего настоятеля.
В годы немецкой оккупации матушка Людмила покинула свой дом на Введенской улице. Посуда и другие ценные предметы были закопаны в саду. Среди них находился серебряный иерейский крест на цепочке, принадлежавший Константину Михайловичу Пятикрестовскому. Не все вещи удалось найти по возвращении. Весной 2001 года внук Вадим Пантелеймонович обнаружил святой крест, который не могли найти столько лет.
Время находки выглядит, как знак свыше, ведь незадолго до этого, в декабре 2000 года, было принято решение о включении имени протоиерея Константина Пятикрестовского в Собор новомучеников и исповедников в земле Российской просиявших.

1Название Пять крестов не имеет единого чёткого написания, в разных источниках (указателях, церковных ведомостях, справках НКВД) оно пишется по-разному: 5 крестов, Пяти кресты, Пять Крестов, Пятикресты, погост Пяти Кресты.
2Троицкая церковь (1778), находится в усадьбе Троицкое-Кайнарджи. Сейчас официально на этом месте находятся деревни Павлино и Фенино. Находится на востоке от Москвы.
3Владимир (Богоявленский Василий Никифорович; митрополит (25.01.1848г.-07.02.1918г.), священномученик. С 1898 г. митрополит Московский и Коломенский. С 1912 г. митрополит С. - Петербургский и Ладожский. С 1915 г. митрополит Киевский и Галицкий. Убит около Киево-Печерской Лавры, где и погребен. Память 25 января / 7 февраля. – Режим доступа: patriarchia.ru›Владимир
4Парфений (Левицкий Памфил Андреевич, (1858–1922гг.), епископ Русской православной церкви, архиепископ Тульский и Белёвский. – Режим доступа: ru.wikipedia.org›wiki/Парфений_(Левицкий)
5 Пятикрестовский, Д.К. //Дмитровский вестник.- 2005.-30 мар.
6Макарий (Невский (Парвицкий) Михаил Андреевич; митрополит (1835 г. - 1926 г.) митрополит Московский и Коломенский (1912-1917), митрополит Алтайский (1920). Известный миссионер, «апостол Алтая». Прославлен в лике святых Русской православной церкви в 2000 году. – Режим доступа: Макарий (Невский): images.yandex.ru›макарий невский
7 Тихон (Белавин Василий Иванович; Патриарх Московский и всея Руси (1865 .г - 1925г.) святейший. – деятели РПЦ: Режим доступа: patriarchia.ru›Тихон Белавин
8 Епископ Дмитровский Серафим (в миру Николай Иванович Звездинский, 1883-1937гг., священномученик; день Памяти 13/26 августа) – Cерафим Звездинский: Режим доступа: krotov.info›history/20/1920/zvezdinsky. htm
9 Слезин А. А. ЗА «НОВУЮ ВЕРУ» Монография. Из-во Российская Академия Естествознания, 2009.
10Иннокентий (Летяев Иннокентий Алексеевич; архиепископ (1882 - 1937), епископ Русской православной церкви, архиепископ Харьковский и Ахтырский. Постановлением Тройки УНКВД по Новосибирской области был расстрелян. Место расстрела и захоронения неизвестно. Реабилитирован. – Режим доступа: архиепископ Иннокентий: histpol.pl.ua
11Цыпин, В. История Русской Православной Церкви. 1917 - 1990. Московская Патриархия.- М.: Хроника, 1994. - С. 196-197.
12Коскелло А. Житие с «пробелами»: разговор с потомками священномученика Константина Пятикрестовского.../Анастасия Коскелло. Православие и мир. – 2013.- 11 июля.


Материал предоставила И.Е.Щеголева