Трагические судьбы.
Священник Николай Невский и его семья.

«Наша жизнь коротка и незаметно
приближается её конец»

Иеродиакон Пётр (Дмитриев)

Возрождать духовное наследие, не опираясь на память прошлого, невозможно. Но память человеческая несовершенна. Только по Промыслу Божию постепенно одна за другой стали нам открываться страницы истории микрорайона Пяти кресты, в которой есть ещё имена…
В 1902 году, сменив священника о. Александра на погост Пять Крестов, при Никольской церкви был определён священнослужитель Николай Невский. Стало нам это известно из церковных ведомостей, выписки из которых нам передали коллеги-краеведы.
Церковные ведомости – официальный документ, он констатирует послужной список священника, но нам хотелось узнать о семье о. Николая, о продолжателях рода и о том, как сложилось его судьба в дальнейшем. По благословению настоятеля Никольской церкви о. Андрея Безручко и помощи жителей микрорайона нам удалось разыскать правнучку о. Николая: Софию Юрьевну Набатову! Хорошо поставленный, мягкий голос Софии Юрьевны, размеренная речь, неторопливая манера общения (редкий дар в наше время) свидетельствовали нам о её врождённой интеллигентности. Из СМИ, мы знаем, что сестра её бабушки Софья Николаевна Невская была первой учительницей в Колыберево. В честь неё она и была названа, только из-за ошибки секретаря стала она Софией. София Юрьевна любезно согласилась поделиться с нами своими воспоминаниями о семье. Благодаря её домашнему архиву мы узнали о личной жизни о. Николая, о его детях, внуках. Оказалось, что жизнь всей семьи Невских в буквальном смысле сложилась трагически…

О. Николай Невский был дворянского происхождения, получил образование врача, но стал священником, повторив судьбу своего отца священника Александра.
В том же 1902 году, когда о. Николай пришёл служить в Никольский храм, где служил и его отец, у него родилась дочь и в том же году ушла в мир иной его супруга (прим.1874г.р.). Она скончалась скоропостижно в возрасте 28 лет, над корытом, стирая бельё. Смерть была мгновенной и о. Николай как врач оказался бессилен. Эта кончина его сильно потрясла. У о. Николая осталось на руках двое малолетних детей: Мария (1900 г.р.), которой было в то время год-полтора и Софья (1902 г.р.), грудной младенец. О. Николай сильно переживает разлуку с супругой, потеряв смысл жизни, он запил. Но заботы о подрастающих дочерях, которые легли на его плечи после смерти матушки, постепенно стали главным делом в его жизни. Он хотел, чтобы они выросли образованными людьми.

В этом доме была ц.-п. школа

С переходом в Никольскую церковь, о. Николай возглавил руководство колыберевской трёхлетней церковно-приходской школой. В ней обучалось около трёх десятков детей. В обучение школ в то время входили: закон Божий, церковное пение, письмо, арифметика, чтение, гражданские печати, история. Причём,1902 г. был последним годом, когда государство могло хорошо финансировать церковно-приходские школы, затем, в связи с войной, оно сильно сократилось.
В 1909 году (т.е. через семь лет службы) священника Николая Невского наградили набедренником.
О духовном мировоззрении народа вначале ХХ в. мы судим по тому, как широко и торжественно отмечались престольные праздники (память святого, во имя которого называлась церковь в селе). Святитель Николай Угодник и Чудотворец, как всем известно, является на Руси одним из самых почитаемых святых. Тысячи храмов строились в честь его имени, в том числе и церковь, в которой служил отец Николай, носила его имя. Однажды, в наших краях произошло очень знаменательное событие …
Зимой 1910 г. стало известно, что погост Пять Крестов - глухой уголок Коломенского уезда, должен будет посетить преосвященный Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич (6.8.1873–9/22.5.1965)), епископ Серпуховской викарий Московской епархии. Епископ Анастасий сочетал строгое монашеское житие с церковно-общественной работой. Он руководил работами комиссий по устройству важных церковных торжеств, отличался неутомимой деятельностью.
Население, никогда не видевшее у себя архиереев, эту весть встретило с восторгом, начав деятельно готовиться к встрече владыки, который, к слову сказать, именовался «служителем Святой Троицы» и носил титул «блаженнейший», т.к. впоследствии он возглавлял РПЦЗ . О. Николай хотел очень серьёзно подготовиться к такому знаменательному событию. К приезду епископа он решил пропеть литургию общенародным пением. Сам о. Николай имел сильный и очень красивый голос, и на службу в церковь приезжали люди из разных деревень специально его слушать.
Умение же спеть всенародно требовало много времени на подготовку. Поэтому местный псаломщик Павел Никольский начал спевки с народом в ближайшей деревне Вострянском заранее и продолжал всю зиму. Когда выяснилось, что Преосвященный прибудет 22 мая для совершения престольного богослужения, то из Москвы в погост Пяти Кресты прибыл один из опытных организаторов народного пения, священник Константин Иванович Смирнов, сын диакона Иоанна (переведённого в с. Сенино Серпуховского уезда). Он произвёл поверку познаниям крестьян. Спевка происходила среди деревни, на открытом воздухе. Вся деревня высыпала на улицу. И стар и млад сошлись и едиными устами восхваляли Бога.

Епископ Серпуховской Анастасий

Крестный ход жителей д.Вострянское на Пасху 1911 г.

Оказалось, что народ достаточно подготовился и усвоил церковные напевы. Наступило 21-е мая, день приезда преосвященного к погосту Пять Крестов. Всё в округе было украшено арками и убрано цветами, лентами и флагами.
Когда преосвященный подъехал к деревне Вострянской, то около часовни, убранной по праздничному, народ встретил его хлебом и солью. Народ пропел тропари вознесения, Пятидесятницы, св. Николаю. Потом, представители от деревни Вострянской обратились к владыке (на фото ) с приветствием. Принявши хлеб-соль, преосвященный выразил свою духовную радость, сказав, что Господь привёл ему осуществить своё намерение и преподал всем своё благословение. На погост преосвященный прибыл около 10 часов вечера и здесь также был встречен массой народа с общенародным пением.
На другой день 22-го мая была совершена торжественная литургия архиерейским чином при пении всех богомольцев. В сослужении участвовал местный благочинный и московский священник Константин Смирнов (который, как мы уже указали, был родом из этого села). Масса народа, собравшаяся с окрестных деревень, не смогла вместиться в небольшом храме. Далее «Ведомости» сообщают, что на православное торжество пришли даже жители деревни Ёлкино (причём население этой деревни сплошь было старообрядческое и сектантское).

Портрет из Джорданвилльской Свято-Троицкой семинарии

Никольская церковь. Работа художника В.Д. Дегтярёва

 

Приехавший из Коломны уездный миссионер о. Василий Цветков в ограде беседовал с сектантами во время богослужения, а за причастным стихом сказал противосектантскую проповедь.
По окончании литургии был совершен крестный ход к часовне в ближайшую деревню Колыберево для водоосвящения. Деревня тоже была украшена арками и флагами. Перед
храмом, на открытом месте преосвященный говорил слово народу, призывая всех дорожить православной верой, закончив выступление преосвященнической молитвой Христа «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое…освяти их истинной Твоею». Вот такое знаменательное событие произошло в 1910 г. у нас в микрорайоне Пяти Кресты. О дальнейшей службе о. Николая мы снова узнаём из церковных ведомостей: «В 1913 г. священника Никольской церкви – Николая Невского наградили скуфией» . Но служилось и жилось в то время о. Николаю, нелегко. В том же году в церкви произошло очередное ограбление. В ночь на 15 мая неизвестные злоумышленники, взломав потайную дверь храма, похитили из алтаря священные сосуды, напрестольные кресты и церковную утварь. В ризнице были взломаны шкафы, свечные ящики опустошены. Подобное ограбление в эту ночь было и в с. Голубовское. В церковь злоумышленники забрались, пропилив в окне железную решетку. Для розыска святотатцев на помощь была привезена собака-сыщик «Роза». Воровство в церквях в те года наблюдалось и в других уездах.

Софья Николаевна Невская с классом

В 1915 г. вместо псаломщика Павла Никольского проводившего, как мы писали, спевки с народом, а теперь призванного в действующую армию, был допущен к службе заштатный псаломщик его дед Иван Никольский.
В 1916 г. священник Николай Невский за заслуги и особые труды, а также пожертвования на военные нужды был награждён камилавкой. По воспоминаниям С.Ю. Набатовой, она слышала это от матери Евгении, в доме у прадедушки было фамильное золото, которое, по-видимому, он и пожертвовал армии. Икон в доме было всего одна - две, остальные, вероятно, отданы в храм, который, часто подвергался воровству. Шли трудные времена для священнослужителей. После Октябрьской социалистической революции Церковно-приходские школы были упразднены в связи с закрытием всех религиозных школ и созданием единой государственной социалистической школы. В жизни о. Николая наступает трудный, переломный период: выжить ему помогает его врачебная практика. Местные жители, которых он лечил, с большой благодарностью долго вспоминали о нём.
Продолжая воспоминания о семье о. Николая, можно добавить, что старшая дочь Мария, по-видимому, окончила церковно-приходскую школу, а вот Софью о. Николай смог отдать в Московский «Институт для благородных девиц имени императора Александра III в память императрицы Екатерины II» (закрыт в 1919 г.) В институт принимались девочки 10-11 лет. Создавался он специально для обучения дочерей дворян, чиновников, духовенства, купцов. Софья могла по нашему предположению поступить в него в 1912 г. Основанием для зачисления в институт могли служить различные обстоятельства: сиротство, смерть отца, тяжелое материальное положение семьи. Девочки получали здесь лучшее по тем временам образование, но жили в суровых условиях (вставали в 6 ч.). Поступившие, обучались Закону Божию, русскому и французским языкам, географии, истории Государства Российского, арифметике, рисованию, чистописанию, танцам, музыке, рукоделиям и по возможности тому, что принадлежит к хозяйству.

 

 

Из стен этого института выходили выдающиеся женщины: учёные, литераторы, общественные деятели. Институтки презирали малодушие, слезливость, им прививалось спокойствие и чувство собственного достоинства. В дальнейшем дочь Мария, нашла своё призвание в воспитании детей: она работала воспитателем на ст. Катуар (Савёловская ж/д,). Софья, окончив институт, стала в Колыберево основательницей школы: прародительницей современной. (См. фото). В личной же жизни её была некая тайна, связанная с замужеством. Дело в том, как опять нам рассказывает её внучка София Юрьевна Набатова, у неё был муж Казаков Алексей Иванович, личность весьма загадочная. Почему каторжник, провёдший на каторге 12 лет, стал её мужем не понятно. Может быть, потому что её воспитанницу института благородных девиц, научили согласно Уставу быть приветливой и благородной в обращении не только с равными себе людьми, но и с самыми низшими? Причём, как он появился на Пяти Крестах, никто не помнит. Может быть, золото в доме о. Николая было его, привезённое с каторги из Сибири и отданное в знак благодарности. Говорят, вывозили его под мышками, в надрезе, который быстро стягивался кожей.

Класс С.Н.Невской

Алексей Иванович Казаков за игрой на балалайке

Сказывают также, что вновь приехавшие в село Пяти Кресты жители были также из Сибири, из бывших кулаков, которые, не дождавшись раскулачивания, спешно снялись с места и приехали сюда налегке, с котомками, а уже через год поселились уже в новых срубленных домах. Но насколько это точно, мы не знаем. Став официально мужем Софьи Николаевны, Алексей Иванович, в доме со всеми не жил. Его жилищем был сарай, сооружённый поблизости с домом священника. Днём он занимался хозяйственными делами, причём, умел делать всё. Сама Софья Николаевна домашним хозяйством не занималась. Так как своих детей у неё не было, а брак, по словам родных, был нужен для отвода глаз (в то время на незамужних смотрели косо), то всю свою душу она отдавала чужим детям, находя в этом своё призвание, а также племянникам, которых у неё было трое. У сестры Марии Николаевны с её мужем, матросом первой статьи Куприяном Балабко было две дочери: Ольга (1922 г.р.) и Евгения (1924 г.р.) и сын Жоржик (1927 г.р.). Балабко жили в Москве в квартире со всеми удобствами. Её Куприяну дали за особые заслуги, он редко бывал дома, так как служил на военном эсминце. Марии приходилось много работать, поэтому она и согласилась отдать Олю сестре в село Пяти Кресты. Вообще детей в семье Невских воспитывали в очень большой строгости, но Олю Софья очень баловала.
К тому времени по итогам поселенной переписи населения 1926 г. по Коломенскому уезду изданных в Коломне в 1927г.- на погосте Пять Крестов было всего 7 хозяйств и проживало 32 человека: 18 мужского и 14 женского пола.
Вскоре, в 1930 г. заболев цингой, умирает Куприян. Его по обычаю похоронили в море. Мария умерла в 31 год вслед за ним на следующий год (в 1931г.), прямо в поезде, скоропостижно, как и её мать, возвращаясь в Москву с работы. В течение месяца дети ждали мать домой, ничего о ней не зная. Случилась так, что Софья Николаевна решила проведать сестру и племянников. С корзиной гостинцев и деревенских угощений, она постучалась в квартиру на Красной Пресне, дверь открыла Женя, Жоржику в то время было всего четыре годика. На вопрос тёти: «Где мама?», - дети ответили, что она пропала. В этот же день пришла представительница власти в красной косынке и прочитала мораль, почему никто не заявил об исчезновении матери. Софья, забрала детей с собой, бросив квартиру сестры. Теперь этого дома уже, конечно, нет на карте Москвы.
Так Евгения, Ольга и Георгий - дети Марии, поселились у тётушки Софьи Николаевны и о. Николая. Алексея Ивановича они любили, но называли его, как и все домочадцы не по имени, а «дядькой». Он в свою очередь тоже любил заниматься с девочками. В голодные годы Невские, чтобы прокормить детей, обменивали фамильные ценности на еду. Кроме этого у них был огород, сад, пышный цветник, где девочки помогали трудиться.

Пяти кресты 1937 г. Оля 1-я. Женя 3-я справа

В 1931г. поселение Пяти Кресты представляли собой всё ещё глухое место: три-четыре дома и лес, откуда совершали свои вылазки волки. По ночам они сильно выли и наводили ужас на детей. Однажды они так осмелели, что вышли навстречу Алексею Ивановичу. Недолго думая, он скинул с плеч шубу из волчьих шкур и, накинув её на голову, присев затаился. Волки ушли…
Начиная с 20-х гг. Комиссии начали применять политику раскола в Русской Православной церкви. Как это могло повлиять на о. Николая мы не знаем. Так же до какого года он служил в церкви, установить не удалось. По этому поводу есть две версии: он ушёл из церкви сам или его уволило церковное начальство, так как после смерти дочери он стал пить так, что однажды даже заложил рясу в трактире. Родные ходили её выкупать.
Аресты церковных иерархов и священнослужителей, закрытия церквей шли повсеместно. В основную задачу нового законодательства входило ухудшение и без того тяжелого положения духовенства. И со своей стороны властные органы сделали все, чтобы сделать жизнь священнослужителей невыносимой. 21 февраля 1927 г. Наркомат труда СССР своим постановлением лишил «бывших и настоящих служителей культов; членов [их] семей» права на пенсию и пособие по безработице.
Последние факты существования Никольской церкви мы узнаём уже из Постановления 1939 г. Официально церковь была закрыта в 1937 году. Закрытие церкви в то время было для властей достаточно простым делом. Требовалось собрать митинг «трудящихся», провести на нем соответствующее постановление – и церковь, несмотря на протесты верующих, была обречена.

Ключарёвы Михаил Арсентьевич и Анна Фоминична

На сегодняшний день мы установили имя ещё одного человека, служившего вместе с о. Николаем в Никольской церкви.
Это диакон - Ключарёв Михаил Арсентьевич 1892г. рождения. Его супруга Анна Фоминична выпекала просфоры для служб. (См. фото). Помещение просфорни находилось рядом с их домом. Проживали они по соседству с Невскими в доме № 14. Михаил Арсентьевич был намного младше о. Николая. Какой-то период жизни он работал на заводе «Гигант», а затем на «Красном строителе». Возможно, во времена преследования он отказался от сана. Умер он в возрасте 69 лет. Анна Фоминична, прожив восемьдесят лет, умерла 24 февраля 1980 г. В семье было трое детей. Сын Александр погиб в середине войны. Дочь Варвара умерла давно, а Зоя – в конце 2008 г. Перед её смертью, сын Александр передал в Никольскую церковь икону Николая Чудотворца, сообщив, что его дед (Михаил) был священнослужителем, а эта икона семейная находилась в их доме.
20 августа 1938 г. с младшим Георгием случилось несчастье, которое потрясло всю округу. Трагическая смерть ребёнка в то время была редкой. Произошла она на берегу р. Семиславки, там проводились работы по добыче песка для строительства школы № 5. Георгий любил играть на берегу и прятаться в образовавшемся углублении. Ребятишек летом на реке всегда собиралось много, и место это было очень оживлённое. Мальчишки, используя береговую кручу как трамплин, прыгали в речку. От этих прыжков образовалось движение песка, и он как лавина двинулся вниз, засыпав, мгновенно играющего у реки мальчика. Жоржу в то время было одиннадцать лет. На фото слева он изображён за несколько месяцев до гибели, зимой 1938 г. Здесь уместно процитировать Митрополита Анастасия (Грибановского) (+ 1964) в 1935 г. в « Беседах с собственным сердцем» он написал: «Есть особый род людей, которые кажутся уже с детства существами не от мира сего. Они слишком светлы и чисты, чтобы долго задерживаться на земле и смешиваться с прахом. Они проходят по ней как некое видение, едва касаясь ее своими ногами, и в раннем возрасте уже отлетают в вечность, оставив по себе «раскаяние», т.е. общее сожаление. О них говорит премудрый Соломон, что Бог восхищает их преждевременно из этого мира, дабы «злоба не изменила разум их или коварство не прельстило души их; достигнув совершенства в короткое время, они исполнили долгие лета» (Прем. Сол. 4,11-13).

Георгий слева.Игра в войну.

Пяти кресты д.12 Игра в крокет профессор с супругой и дочерью, Женя,Оля и Жоржик в центре

О. Николай похоронил внука рядом с супругой в церковной ограде. Пережил он внука недолго. Годы террора продолжались. Перед войной начальство долго решало, что сделать с церковным зданием. Хотели разместить в нём магазин, но посчитали, что на месте кладбища делать это нехорошо. Предлагали даже открыть клуб, но тоже не решились, тогда здание перестроили под общежитие, оборудовав восемь комнат. Жили в ней семьи Болдаревых, Бондаревых (сейчас там никого не осталось), Неретиных, Нестеровых. По воспоминаниям Т.Н. Будкиной, которая проживала неподалёку, будучи ребёнком, она с другими детьми забегала в общежитие за подругой и видела в церкви кровати, приставленные к стенам. Роспись на евангелические сюжеты, лики святых, представлялись детям в виде красивых ковров.
Возвращаясь к Софье Николаевне, можно добавить, что она долгое время учительствовала. Родительский дом, а ему в 1950 г. исполнилось то ли 220, то ли 250 лет (он был построен в одно время с церковью и всё это время в нём жили священники) начал разрушаться, и на фоне новых домов, которые появлялись рядом, становился неприглядным. Содержать дом было тяжело, не хватало денег, и Софья Николаевна стала сдавать часть площади квартирантам. Ежегодно на лето приезжал квартировать профессор с семьёй (См. фото). Эта крепкая дружба длилась много лет.
Домочадцы перебирались в одну половину дома, освободив комнату для жильцов. После войны в 1946 г. у них жил инженер цемзавода Кушнир Борис с женой Олей и дочкой Верой. Между жильцами дома и квартирантами всегда были очень тёплые взаимоотношения. Об этом говорят надписи на фото: «На долгую память от горячих приятелей Софье Николаевне и Алексею Ивановичу Казакову. От семьи Кушнир. 30.5.46 г.»

Дочери Марии, Ольга и Евгения, росли образованными девушками, любили рисовать. Сказывался педагогический талант их тёти. Сохранились художественные работы сестёр, датированные сороковыми годами. Евгения больше любила рисовать портреты. В своём альбоме она нарисовала, например, свою знакомую, Иванщенцеву Тамару. (Рис. от 20.2.46г.) Однажды в тёплый летний день Софья Николаевна решила навестить своего ученика на дому. Войдя в избу с солнечной улицы, в сумраке помещения не увидела открытый погреб и упала в него, сильно при этом стукнувшись грудной клеткой и животом в области желудка. После этого случая она тяжело заболела и в 54 года от рода, в 1952 году умерла. Её могилка находится на берегу р. Семиславки на старом кладбище. Сейчас могильную плиту ещё можно отыскать, но уже с большим трудом.

Но видимо скоро, если за ней не начать уход, она исчезнет. Говорят, что местные власти хотели взять на себя эту миссию и поставить памятник Софье Николаевне как первой учительнице города, но пока, к сожалению, никакие работы там не ведутся.

Церковь, как общежитие, существовала где-то до 1954-56 гг., и погибла от пожара.
Возгорелась она, по воспоминаниям Болдаревой К., вечером 3 февраля 1956 года при невыясненных обстоятельствах. Одни считали, что это был поджёг, другие - не выключенный утюг. Жильцы едва выскочили, кто в чём был: церковь горела ярко, как свеча. Семья Бондаренко строились рядом с церковью, в 1955 году их дом был возведен уже под крышу.
Другой очевидец Лев Николаевич Кузнецов, утверждает, что церковь горела под Новый год в 1954 году, и он сам лично её тушил. Рассказывают ещё, что в церкви жила и продавщица Маша, работавшая в магазине-палатке неподалёку от дома Невских. Во время пожара у неё сгорела большая сумма денег. Тяжело переживая это горе, она лишилась рассудка.

Вид на дом священника Невского: Семиславская 12, сгорел в 2002-03гг.
фото К. Гуськова

В годы массового строительства в поселке Пяти Кресты все захоронения при церкви были уничтожены самими же жителями при делении земельных участков, за что они понесли суровое наказание – смертельные болезни. Здесь же возле церкви была могилка и о. Николая, умершего перед войной. Когда Евгения (внучка о.Николая) просила не разрушать захоронения, она столкнулась с чёрствостью и безразличием людей, не понимающих, что творят: кому – то для своих нужд потребовались белые мраморные плиты склепа, кому – то часть земли под фундамент. Местные жители вспоминают также, что когда по улицам вели водопровод, то в траншеях они натыкались на различные фрагменты человеческих костей, особенно много их встречалось, когда копали погреба в домах. Однажды был найден большой золотой крест…
Шли годы, после смерти о. Николая Ольга Балабко, выучилась на медсестру. Любовь к медицине ей, по-видимому, передалась по наследству от деда, кстати, она на него была очень похожа и чертами лица. Работала Ольга Куприяновна в роддоме п. Колыберево. Однажды в больницу пришёл подремонтировать печь один из репрессированных, живший в лагере, Афанасий Кубышко. Обычный, из простых, но сильно навязчивый, он сумел привлечь внимание Ольги, скрыв от неё, что женат. Время было военное, люди жили особо, не строив планы. После освобождения из лагеря, Афанасий Лаврентьевич позвал девушку с собой на родину, в Белоруссию, где у него уже была семья. Вероятно, к этому новому периоду жизни относится фраза Ольги, написанная ею в 24–х летнем возрасте карандашом на фото, от 30 августа 1946г.: «14 октября, новая жизнь пошла! Мёртвый мирно в гробу спи! Жизнью пользуйся живущий!» (См. фото). Что значат эти слова? Отчаянный крик души, боящейся смерти?.. Возможно, смерть матери, брата, деда переносились тяжело и сильно её угнетали. В Белоруссии у Кубышко родился вначале сын Владимир и в 1948 г. дочь Вера. Ольга устроилась на работу в детский сад старшей медсестрой. В 1975 г. в возрасте 53 лет прямо на работе с ней случилось кровоизлияние, и она умерла мгновенно как её мать и бабушка. Владимиру сейчас 54 г., проживает в Белоруссии, у него есть сын Олег. Вера переехала в Воскресенск. Вышла замуж, но своих детей у них с мужем не было. Однажды случилось несчастье в семье мужа. Погибают одна за другой его племянницы, оставив маленьких детей. Вера решила взять на воспитание девочек, пообещав стать им хорошей матерью. Сейчас ей 62 года. Оставшись рано без мужа, счастья в детях она так и не обрела. Девочки не оценили её бескорыстной любви.

Ольга и Евгения Балабко

Сестра Ольги, Евгения, сентиментальная натура, очень любила книги, поэтому решила стать библиотекарем. Но работать по профессии не смогла, поэтому переучилась на более прибыльную профессию бухгалтера и устроилась работать на завод «Машиностроитель», где проработала сорок лет. Её личная жизнь тоже не удалась…В детстве ей не повезло. Как сироту, на летних каникулах её однажды направили в пионерлагерь. Очень боевая, шустрая девчушка, она не побоялась прыгнуть с вышки в воду, но каким-то образом упала на берег и сильно разбилась. С тех пор она стала инвалидом и сильно прихрамывала. Евгении тяжело было содержать дом одной, и ей как инвалиду детства дали комнатку в коммуналке. В 28 лет Евгения Куприяновна вышла замуж за Юрия Культина, музыканта по профессии и у них родилась дочь Сонечка. Но семейная жизнь не получилась. София музыкальным слухом пошла в отца и прадеда, и Евгения Куприяновна отдала её в вечернюю музыкальную школу, которая находилась в Воскресенске за кинотеатром, теперь это торговый дом «Галерея». В то время льгот за обучение для родителей инвалидов не существовало и Евгения Куприяновна, имея зарплату 60 рублей, четвёртую её часть – 15 рублей ежемесячно отдавала за школу. Так как возить Сонечку нужно было через весь город, и возить её было некому, то Евгения сама с трудом передвигаясь из-за мучавшего её костного тазобедренного туберкулёза, отказалась от отпуска, разбив его весь на часы учёбы дочери в музыкальной школе. Так продолжалось семь лет подряд. Училась София у преподавателя Элеоноры Павловны Скребневой, молоденькой выпускницы коломенского музыкального училища.

Она рассказала нам, что такой преданной матери, какой была Евгении Культина, она больше никогда не встречала в своей жизни. По её же словам, Евгения Куприяновна была необыкновенным человеком. И в тяжелейших материальных условиях она смогла дать дочери достойное образование. После окончания средней и вечерней музыкальной школы София Юрьевна продолжила образование в том же училище, что и её любимая учительница. По окончании учёбы она пришла работать в детский сад № 23 музыкальным работником. Выйдя замуж, София Юрьевна стала устраивать свою жизнь, надеясь, что хоть у неё она будет счастливой. Жили они в то время на ул. Калинина. Потом, когда многие уезжали на Север на заработки, они тоже решили поехать. У Набатовых родилось два сына: Денис и Евгений. Денису сейчас 31 год. Он участник второй чеченской войны, был ранен. А Евгению 20 лет, он рядовой армии, отдает долг Родине. Все эти годы София Юрьевна не расставалась со своей мамой. Евгения Куприяновна умерла в нач.70-х гг. у неё на глазах, внезапно от инсульта. Сейчас семья проживает в Коломенском районе в селе Пески. В истории микрорайона Пяти Кресты существует ещё много неоткрытых страниц. Вместе с о. Николаем, а может уже после его ухода, в Никольской церкви по документу якобы служил священник - Лазарев Сергей Васильевич. Эти сведения помог нам установить историк нашего города Суслов Александр Анатольевич. В книге «Русская голгофа». Бутово. (Месяцеслов - Синодик.- М.: Храм Святых Новомучеников Российских в Бутово.- 2005.-192 с.) имя о. Сергия, с адресом его проживания в поселке Пяти Кресты находится в списках репрессированных на 106 с.

Юная помощница библиотеки, выпускница КГПИ, Кондрашкина Юлия помогла нам подтвердить информацию о священнике Сергии. (База данных Православного Свято-Тихоновского Богословского Института: новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века) Действительно, у Лазарева Сергея Васильевича значится место проживания п. Пяти Кресты, д. 14. Причём, в выписке указан современный адрес Ключарёвых. У Невских был дом 12, согласно регистрационного заявления из БТИ, выданного 30 июля 1954 г. на основании решения от 18 марта 1946 г., Откуда в документах появились такие данные, мы не знаем, но факт остается фактом. Никто из опрошенных старожилов не помнит фамилии Лазарев.
Ещё, мы видим, что в этом документе у о. Сергия указан Период жизни – 1. Это означает, что после окончания семинарии он сразу был направлен в Колыберево, и у него до ареста было всего одно место службы. Каким образом и сколько он прослужил в церкви пока не известно, есть вероятность, что о. Сергий служил только в большие праздники.

А может быть, к нему относится воспоминания, рассказанные коренной жительницей Т.Н. Будкиной. Она припомнила такой случай. Её дядя Волков Николай Фёдорович работал с 1930 г. главбухом на цемзаводе. Однажды его жена обратилась к нему с просьбой помочь устроить на работу женщину – супругу коломенского священника. На батюшку было заведено дело и он, спасая семью, оформил фиктивный развод. Матушка с маленьким сыном оказались без средств существования. Николай Фёдорович сумел помочь ей и устроил работать в бухгалтерию. Поселились они у людей на Пяти Крестах. Батюшка тайком приезжал проведать семью. Можно предположить, что это был о. Сергий и его, выследив, здесь арестовали. Но, так или иначе, согласно документу имя священника Сергия связано с пос. Пяти кресты.
Священник Сергий Лазарев был арестован и расстрелян 31 октября в Бутово, вместе с ним в списке расстрельных был протоиерей Андрей Воскресенский из с. Карпово:
8/31 октября (1937)

священномученик Сергий Бажанов, протоиерей
священномученик Андрей Воскресенский, протоиерей
священномученик Николай Соколов, протоиерей
мученица Надежда Ажгеревич
мученица Елизавета Крымова
мученик Николай Кузьмин
священник Александр Ардашев
священник Михаил Взоров
священник Павел Гаврилов
священник Сергей Гусев
священник Сергий Лазарев
священник Григорий Поспелов
священник Михаил Семенчук
священник Александр Субботин
ктитор Михаил Кузьмин
псаломщик Даниил Кот
Иоанн Жиганин
Павел Петров

Необходимо, так же подчеркнуть один важный момент: еще не до конца открыты многие архивы, и мы не можем делать однозначных выводов. Надеемся, что после прочтения этого очерка, найдутся новые свидетели, возможно, это будут родные о. Сергия.
После войны поселок Пяти Кресты стали очень привлекательным местом жительства, вырубленный в военные годы лес освободил большие площади для строительства. Быстро уходило из памяти народной и то, что веками чтилось предками. Сейчас в микрорайоне Пяти Кресты шесть улиц: параллельно реке Семиславке идёт ул. Семиславская, ул. Средняя, ул. Фрунзе, ул. Колхозная, перпендикулярно ул. Боровая и ул. Красноармейская.

Завершая свой рассказ о церкви и коренных жителях микрорайона Пяти Кресты, добавим, что недалеко от церкви примерно на месте где сейчас находится д. 2б по ул. Московская с магазином «Комильфо» был родник в честь Св. Николая. Сейчас он не сохранился. Не верится, что здесь стояла часовенка, украшенная разноцветными витражами, где было много народа приходившего за водой с окрестных деревень. По воспоминанию К.Н. Гуськова, за одну минуту можно было наполнить водой большую флягу. При строительстве домов и автомобильной дороги его засыпали. Но этого оказалось недостаточно, он всё равно бил через насыпь. Тогда его взяли в бетонные кольца и пустили под дорогой, выведя на берег Семиславки.
Сейчас родник забит, и вода скованная бетонным панцирем течёт тоненькой струйкой. Жители мечтают, чтобы родник очистили и восстановили.

Хочется, чтобы путник как раньше мог здесь освежиться прохладной водицей, посидеть, отдохнуть и полюбоваться красотой этого живописного места. К юбилею города горбатый мост, что по соседству был отремонтирован, а вот до Святого родника дело не дошло, отчего очень больно. Но не надо ждать пока кто-то придёт и приведёт его в порядок, всё зависит от нас самих.

И.Щёголева

Использованы материалы сайта korolev.msk.ru/books/me_1s.html