Житие Cщмч Константина (Пятикрестовского)

Зарисовка храма 1924 г. Автор С.И. Филиппов.

На погосте Пять Крестов Коломенского уезда была деревянная однопрестольная церковь Николая Чудотворца, построенная трудами князя Якова Щетинина в 1688 году.
Из «Ревизской сказки о церковнослужителях 1811 год» известно, что в погосте церкви служил священник Матфей Ефремов (1754) 57 лет. Его сын Козьма в 1805 г. был определён дьячком в Коломенский округ с. Карпово. Вместе с отцом Матфеем при церкви пономарил его второй сын Иван (34 лет). У Ивана Матвеева (Матвеевича) (1778-+1817) и его супруги Акилины Васильевой были сыновья: Афанасий (1799), Степан (1802), Павел (1804), Василий (1805), Аким (2 лет), Николай (дек. 1811-1831) и Пётр (1815-1822).
«Клировые ведомости Коломенского уезда за 1814 год» указывают, что в «…Никольской церкви в погосте Пять Крестов служит священник Матфей Ефремов 60 лет. У пономаря Ивана Матвеева 36 лет, сыновья: Афанасий 15 лет учится в Московской Академии, Степан 12 лет - в Коломенской семинарии, Павел 10 лет - там же.»
В документе «Ревизская сказка о церковнослужителях 1834 года 5 марта, Московской Епархии и губернии Коломенского уезда, погоста Пятикрестов, церкви Святителя и Чудотворца Николая.» сообщается несколько иное:
Священник Матфей Ефремов, 79 лет
Дьячек Иван Прокопиев, вдов, 55 лет.
Пономарь Иван Матфеев (в 1816 г. – 38 лет), умер в 1817 г.
Его, пономаря Ивана сыновья:
Афанасий, обучавшийся в Коломенском духовном училище (в 1816 году- 16 лет) определен в Москву, к Сергиевской, что в Пушкарях церкви во дьякона, в 1819 г.
Стефан, обучавшийся в Коломенском духовном училище (в 1816 году – 13 лет) определен Коломенской округи села Дарище, к Николаевской церкви во дьячка, в 1819 г.
Павел, обучавшийся в Коломенском духовном училище (в 1816 году – 11 лет) определен к сей Пятикрестовской церкви в пономаря, в 1819 г.
Василий (в 1816 г. – 9 лет) – выбыл в Московское мещанство в 1821г. Николай (в 1816 г. – 4г. и 4 месяца). Умер в 1831г. Петр (в 1816г. – 1 год). Умер в 1822 г.
От священника Матфея Ефремова погоста Пять Крестов Коломенского уезда начинается описание рода семьи Пятикрестовских. Внуки отца Матфея и сыновья пономаря Ивана Матвеевича: Стефан и Павел предположительно, что при поступлении в духовное заведение получили фамилию Пятикрестовские по месту рождения.
В 1819 году Афанасий и Павел были определены на причетнические должности: Афанасий к московской церкви Сергия, что в Пушкарях (не сохранилась), Павел «в Пятикрестовскую церковь в пономаря» на место умершего к тому времени отца . При церкви служил дьячок Иван Прокопиев, его дочь девицу Варвару Павел Иванович взял впоследствии в супруги. У них народились дети: сын Михаил и две дочери Агриппина и Параскева (последняя умерла в 2-х летнем возрасте от холеры).
Читаем об этом:
Пономаря Павла Иванова жена Варвара (дочь дьячка Ивана Прокопиева), 28 лет.
Его же, пономаря Павла, дочери:
Агриппина, 11 лет и 8 месяцев
Параскева, 3 лет и 4 месяцев

Рисунок Н.Д. Иванчина-Писарева 1843 г..

Церковь Николая Чудотворца в Даришах.
12 мая 2010 г. Фото Н. Семёновой
http://temples.ru/gallery.php?CardID=1452
Однокупольный храм в стиле классицизма, в тра-пезной помещались приделы Димитрия Солунского и Иоанна Воина. Закрыт в 1938, алтарь, трапезная и колокольня сломаны. Возвращен верующим в 1999, ремонтируется.

Вероятно, семья имела и других детей и прожила всю жизнь в погосте Пятькрестов.
Степан (по церковному Стефан) Иванович, ставший основателем большой династии священников уже по фамилии Пятикрестовских служил к церкви Николая Чудотворца в селе Дарищи Коломенского уезда (в советское время была сильно изуродована) с 1816 года дьячком сначала при священнике Иване Лукине. «Ревизская сказка Коломенского уезда за 1834 год Никольская церковь Дарищ» сообщает: «Дьячок Стефан Иванов [Пятикрестовский] второбрачный 31, сын Сергей новорожденный, жена Надежда (Матфеева ) 20 - дочь Погоста Красна дьячка Матвея Михайлова (Матфея Михайлова Смирнова, впоследствии служившего в знаменитом селе Черкизове ), от первого брака дочь Анна 8. Назначен 22.12.1816 г.» Церковь Николаевкая в селе Дарище (лл.510-514)
2. Дьячек Стефан Иванов, второбрачный. Писан в последнюю перед сим 7-ю ревизию Коломенской округи, погоста Пятикрестов, Николаевской церкви, при отце его, пономаря Ивана Матфееве, обучался в Коломенском Духовном училище, 31 года. Его, дьячка Стефана, от 2 брака сын Сергей, 1 года. Дьячка Стефана Иванова жена во 2-м браке Надежда, 20 лет. Писана в последнюю перед сим 7-ю ревизию Коломенской округи, погоста Красна, Покровской церкви, при отце её, дьячке Матфее Михайлове, 48 лет (в 1816 году – 30 лет; переведен к Николаевской церкви погоста Старково в 1819 году). Сын Матфея Михайлова Иван обучался в Коломенском Духовном училище 13 лет 3 месяца. Жена Анна, 43 лет.
Его же, дьячка Стефана от 1 брака дочь Анна, 8 лет.
В связи с описанием Дарищенского прихода стало известно о некоторых разбирательствах связанных с именем Стефана Ивановича из Резолюций митрополита Филарета: пономарь жаловался на вырубку леса священником в 1825 году, упоминается посягающий на пономарскую часть леса дьячок Степан Иванов (Пятикрестовский). Степан Иванович, в свою очередь, 14 января 1826 года просит дозволения «вырубить на построение вновь двора 150 деревьев», что ему разрешается. В выписке от 23.06.1832 г. сообщается об отправке « в Коломенский Бобренев-Голутвин монастырь на 3 месяца Дарищенского дьячка Стефана Иванова [Пятикрестовского] за избиение крестьянина Ушакова и кучера Егорова и на 4 месяца священника той же церкви Ивана Лукина за пьянство и хулиганство». Наконец, в сентябре 1840 года пономарь Иван Лазарев просит дозволения вступить во второй брак, опять сопровождая прошение кляузой: «при сей церкви дьячок [Степан Пятикрестовский] двоеженец… местный священник не возбраняет дьячку входить за алтарь и обходить престол». Стефан Иванович дослуживал уже при новом священнике Семене Архиповиче Маркове (прим. Н. М.). У Степана Ивановича и Надежды Матвеевны была большая семья даже по меркам позапрошлого века: кроме упомянутой дочери от первого брака ещё пятеро сыновей и три дочери. Исповедные ведомости Коломны за 1851 год сообщают:
«Села Дарищ Николаевской ц(еркви) дьячок Стефан Иванов 51, жена Надежда Матвеевна 37, Дети: Василий 15, Александра -11, Иван – 9, Михаил – 6, Мария – 3.»
Сщмч Константин Пятикрестовский был сыном Михаила Стефановича Пятикрестовского. О его отце сохранилась запись при крещении:
Октябрь, 25/25 1845 МИХАИЛ
Родители: села Дарщи Николаевский дьячек Степан Иванов и законная его жена Надежда Матфиева. Оба православного исповедания.
Восприемники: Погоста Пяти Крестов дьячек Михаил Павлов и погоста Старкова пономаря Ивана Матфиева жена Пелагея Григорьева. ( Смирнова, тетка со стороны матери - ДК)
Местный Священник Симеон Марков с дьячком погоста Пяти Крестов Михаилом Павловым (очевидно сын Павла Ивановича Пятикрестовского - ДК)
Вторая дочь Мария родилась в 1848 году.
Церкви Коломенского уезда 1848 год л.881 об. Села Дарищи л. 672 об.
Май 24/25 МАРИЯ

Родители: Причетник - дьячек Стефан Иванов Пятикрестовский и законная его жена Надежда Матфиева, православного исповедания. Восприемники: Погоста Старкова пономарь Иван Матфиев Смирнов и бывшего Старковского пономаря Матфея Михайлова жена Анна Иванова. Приходской священник Симеон Марков. Пономарь Николай Иванов Введенский. Исповедные ведомости церквей Коломенского уезда за 1852 год. Село Дарищи (Николаевкая церковь) 12 сентября 1852г. Дьячек Стефан Иванов Пятикрестовский 52 лет, Жена его Надежда Матфеева 38 лет, Дети их: Василий 16 лет, Александра 12 лет, Иван 10 лет, Михаил 7 лет, Мария 4 лет, Матфей 1 год.
Несмотря на трудности жизни большой семьи, двое сыновей Стефана Ивановича - Василий и Михаил стали известными московскими священниками, Сергей, Матфей и Иван псаломщиками. Старший сын, Сергей Степанович, имел слабое здоровье, не позволившее получить образование, но дивный голос, благодаря которому, в 1850 г. он перешел служить дьячком в знаменитую московскую церковь Рождества Богородицы в Путинках на Малой Дмитровке. В ней он прослужил 62 года, вплоть до смерти в 1912 г., и был погребен на Ваганьковском кладбище, где ещё ранее была похоронена и его мать. Василий Степанович Пятикрестовский окончил Московскую духовную семинарию, стал священником, служил в соседнем Серпуховском уезде, был благочинным. В 1893 г. переведён в Москву настоятелем храма Трёх Святителей Вселенских на Кулишках . Получил звание протоиерея и за 50-летнюю службу был награждён Орденом святого равноапостольного князя Владимира IV степени. По его стопам пошли его сыновья. Один из них Николай Васильевич Пятикрестовский (1871 г.р.), служивший в селе Иванова Гора Серпуховского района, в 1914 году сменил престарелого родителя в качестве настоятеля храма.

Николай Васильевич Пятикрестовский

Николай Васильевич пострадал в годы гонений: был неоднократно арестован, подвергнут ссылке в Сибирь, а 26 октября 1937 года расстрелян. Об отце Василии осталась память как о подвижнике благочестия:
Третий сын, Михаил Степанович Пятикрестовский (отец сщмч Константина) закончил Московскую духовную семинарию в 1 разряде, то есть на отлично. Женившись на дочери единоверческого священника Параскеве Александровне Бриллиантовой, служил в Москве диаконом в Преображенском Богадельном доме при Никольском единоверческом монастыре, а с 1887 года в церкви Космы и Дамиана на Маросейке (Покровке), вначале диаконом, а с 5 января 1902 года до самой кончины в 1919 году священником.
По воспоминаниям современников, отец Михаил отличался особым усердием в служении. В таком же духе ревности и любви к Богу он стремился воспитывать всех своих детей: трёх сыновей, Александра, Константина, Ивана, и дочерей, Евгению, Наталью и Марию. Все три сына отца Михаила, ставшие священниками, зарекомендуют себя достойнейшими людьми, и пострадают во время репрессий.

Михаил Степанович и Параскева Александровна Пятикрестовские

Иван Пятикрестовский

Константин Михайлович Пятикрестовский родился (19 мая ст. ст.) 31 мая 1877 года в Москве. Из письма его отца Михаила Стефановича, известно, что «восприемниками при крещении младенца Константина, в Троицкой церкви села Троицкое-Кайнарджи (Фенино), были его родной дед Александр Яковлевич Бриллиантов (священник церкви Всехсвятского единоверческого монастыря), и родная тетка по линии матери Мария Александровна Покровская (супруга статского советника Федора Ивановича Покровского)».
Перед своей смертью, будучи уже благочинным единоверческих церквей, протоиерей Александр Бриллиантов благословил младенца Константина богато украшенной иконой Святой Троицы, которая, была оставлена в Троицкой церкви .
Священнический род Пятикрестовских разрастался. Сыновья отца Михаила Александр и Иван (в 1902 г.) поступили в Московскую Духовную Академию. Константин же ещё в 1891 году закончил Заиконоспасское духовное училище, а 11 июня 1897 года курс Московской Духовной Семинарии по 2-му разряду. 8 октября 1897 года, в возрасте 20 лет, поступил учителем в Георгиевскую двухклассную церковную школу, в которой прослужил два года до принятия священного сана.
11 июля 1899 г., в канун празднования памяти Апостолов Петра и Павла, Высокопреосвященнейший Владимир (Богоявленский), митрополит Московский определил Константина Михайловича священником в Михайло-Архангельский храм небольшого села Коробчеево Коломенского уезда Московской епархии.

Константин Пятикрестовский. Выпускник МДС 1887 г.

Троицкая церковь (село Троицкое-Кайнарджи (Фенино)

Сщмч Владимир (Богоявленский)
21 февраля 1898 назначен митрополитом Московским и Коломенским, священно-архимандритом Троицкой Сергиевой Лавры. Митрополит Киевский.

Константин и Людмила

10 сентября 1899 года совершилось Бракосочетание Константина Михайловича с Людмилой Сергеевной Митропольской, выпускницей Московского Мариинского епархиального училища. Она родилась 19 августа (по ст. ст.) 1879 года в Москве и тоже была из рода священнослужителей. Отец её Сергей Михайлович Митропольский начинал псаломщиком в храме Ржевской иконы Божией Матери на Пречистенском бульваре, потом батюшка служил в Никольском храме на Болвановке (в Таганке). Его супруга Софья Петровна, дочь благочинного Петра Яковлевича Кедрова, из села Воздвиженское (Круг) Клинского уезда. Дед Людмилы Сергеевны Михаил Стефанович служил в селе Тархово того же уезда.
Людмила Сергеевна так же была двоюродной сестрой Николая Михайловича Митропольского, мужа Марии Сергеевны Поспеловой - происходившей из рода Марковых. Людмила была старшей дочерью в семье. В 1891 году она окончила курс обучения в одноклассной церковно-приходской школе при церкви Илии Обыденного. После окончания училища в 1896 г. два года преподавала в Московском приюте имени Тарлецкой в Сыромятниках.
Через несколько дней после свадьбы Константин Михайлович был рукоположен вначале во диакона (сент.1899 г.), а спустя месяц – во иерея (окт.1899 г.).
Иерейская хиротония совершалась в Елоховском Богоявленском соборе Преосвященным Парфением (Левицким), епископом Можайским. Через несколько дней он приступил к выполнению своих священнических обязанностей в церкви Архангела Михаила в селе Коробчеево Коломенского уезда.

Пятикрестовские в 1899 г.

Преосвященный Парфений (в миру Памфил Андреевич Левицкий; 1858–1922) – видный деятель Православной Церкви

Таганка 1910 г.

Так начался первый период служения священника Константина Пятикрестовского.

Служение: 1) Московская губ., Коломенский у., с. Коробчеево, храм Архангела Михаила, иерей. Село Коробчеево находится на берегу Оки на противоположном берегу р. Москвы от Коломны. Назначение, скорее всего не было случайным. Ведь Коломенский уезд был родным для Пятикрестовских.
Приехав на место, первым делом о. Константин начал занятия по Закону Божьему в Коробчеевской церковно-приходской школе. Он был усердный и заботливый пастырь, поэтому молва о нём быстро распространялась по округе. Молодой же семье пришлось столкнуться с большими жилищными трудностями и спартанскими условиями существования. Дело в том, что церковный дом был настолько плох, что его невозможно было даже утеплить. Зимой в нём было очень холодно, и семья часто болела.
Староста церкви Всеволод Иванович Парский, смотритель местного шпалопропиточного завода, проявлял заботу лишь о ремонте здания церкви, а домом, он считал, должны заниматься сами его обитатели.
Родители Константина Михайловича и Людмилы Сергеевны были очень взволнованы этим положением. В письме от 31 июля 1901 года Сергей Михайлович Митропольский писал старосте храма: «Вы, я думаю, сами видите, что жить в зимнее время в таком доме совершенно невозможно. И как только Бог хранит живущих в нём в продолжение двух зимних сезонов, не говорю уж о постоянных насморках, распухших руках. По моим хлопотам и просьбам на предмет поправки дома выслано триста рублей, каковые и должны быть употреблены именно на сию безотлагательную нужду. Ввиду сего усерднейше прошу Вас, достоуважаемый Всеволод Иванович, займитесь церковным домом, устраните те неудобства и недостатки, которые делают его невозможным для житья в нем в зимнее время. Вы, как человек опытный в строительном деле, видите, конечно, в чем заключается причина такого в нем холода, и Вы сумеете выгодно и недорого привести его в порядок. Мы болеем душою и сокрушаемся сердцем, слыша их прозябание». Сам же священник Константин безропотно терпел все неудобства и трудности, видя в этом свой жизненный крест.

Нередко Константину Михайловичу для исполнения треб приходилось переплывать через Оку на лодке. Однажды в холодное время года, весной или осенью, родственники точно не знают, лодка перевернулась. В тот раз все окончилось благополучно: батюшка, как он сам рассказывал, согрелся стаканом водки. Но на третьем году служения он так сильно заболел, что 8 августа 1902 года ему пришлось уйти за штат. Ремонт дома так никто и не сделал. Матушка Людмила после рождения сына Кирилла (20 мая 1902 г.) жила в родительском доме. Семья вынуждена оставить Коробчаево. Отцу Константину в течение почти полутора лет пришлось быть на излечении. Всё это время молодая семья жила в доме отца Михаила Степановича Пятикрестовского на Маросейке.
К слову сказать, предшественник Константина Михайловича в Корабчееве священник Петр Мячиков тоже уволился за штат «по болезненному состоянию и согласно прошению». И следующий священник (фамилия его не известна), сменивший о. Константна, пробыл на этом месте недолго, умер летом 1905 года. 27 декабря 1903 года по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Владимира (Богоявленского) священник Константин Пятикрестовский был определен в Николаевскую церковь села Летово Подольского уезда (ныне Ленинский р-н).

Справа первенец Кирилл и Пантелеймон


Служение: 2) Московская губ., Подольский у., с. Летово, храм св. Николая (ныне храм Архангела Михаила, иерей, должность: настоятель
На месте второго служения о. Константин прослужил около десяти лет. Назначение тоже не было случайным. В Подольском уезде у Пятикрестовских и Митропольских в нескольких храмах служили родственники. Родной дядя Матвей Степанович Пятикрестовский многие годы был псаломщиком в селе Богородском (ныне Внуково), двоюродный брат Сергей Васильевич Пятикрестовский был священником в соседнем селе Погорельцы (ныне город Московский). В селе Ермолино священником был родственник по линии Митропольских Владимир Алексеевич Нарский, у которого отец Людмилы Сергеевны Сергей Михайлович с семьёй часто летом отдыхал на даче.
Своё служение о. Константин попрежнему совмещал с преподавательской деятельностью, обучая грамоте детишек в местной церковно-приходской школе.
Здесь же в селе Летове у Пятикрестовских родились еще двое детей: Пантелеймон (29.07.1905г.) и Севастьян (31.01. 1907г.). Жизнь стала налаживаться: радовали близость к родной Москве, дивная природа и большой теплый дом, построенный родителями (который был впоследствии в связи с переездом продан с большим трудом по причине высокой стоимости). К слову сказать, матушка Людмила была умной, образованной и волевой женщиной. Она оградила мужа от необходимости вести хозяйственные дела, сама вела всю переписку с многочисленной родней. По словам сына Севастьяна, она «была очень религиозна, любила петь церковные песнопения; возвратясь из церкви от всенощной, накрывая на стол, она пела понравившиеся ей молитвы.

С. Летово, современный вид Николаевского храма (ныне Михаилоархангельский)

Галина Кирилловна
Пятикрестовская

Очень любила «Старосимоновскую» херувимскую песнь и часто напевала ее. Любила читать, преимущественно русских классиков. Симпатизировала англичанам за их респектабельность. Ставила выше всего хороший тон, благовоспитанную речь». Их мальчиков она воспитывала в спартанском духе, без всяких «телячьих нежностей». Все они выросли дружными, высокоинтеллигентными и исключительно порядочными людьми. Дети сохранили в своей памяти о тех годах самые лучшие воспоминания. Единственный досадный случай произошёл летом 1908 года, когда в церковь залезли воры. С 1910 года по 30 мая 1911 года отец Константин состоял членом благочиннического совета, а с 30 мая 1911 года по 18 сентября 1913 года был духовносудебным следователем.
В семье также сохранилось письмо Кирилла Пятикрестовского от 9 июля 1911г. к деду Михаилу на Маросейку, в котором он приглашал его приехать к ним в Летово отдохнуть «...пошли грибы: вчера я нашел сорок белых».
Впоследствии его дочь, Галина Кирилловна Пятикрестовская, также вспоминала о своей бабушке Людмиле Сергеевне, что та никогда не повышала голос, говорила тихо, но так, что ни у кого не возникало желания ослушаться её.
В 1912 году Константин Михайлович собирался поступить в Духовную академию, в которую в 1913 году поступил, но по какой-то причине, как поясняет Дмитрий Константинович Пятикрестовский, скорее всего связанной с необходимостью содержать многочисленное семейство, учиться не стал. Причём его отец священник Михаил был одним из учредителей стипендии «Пятикрестовских и Покровских».