Житие Cщмч Константина (Пятикрестовского)

Об этом нам становиться известно из прошения, направленного в Совет Московской Духовной Академии с просьбой о присуждении указанной стипендии сыну студенту 3-го курса Сергею Пятикрестовскому за успехи в учёбе и хорошее поведение. В прошении говориться, что тем самым ему было бы указано значительное подспорье для поддержания его семейства.
Несмотря на то, что Москва от Летова было относительно близко, приход был бедный.
И 18 октября 1913 года указом Высокопреосвященного Макария (Невского), митрополита Московского отец Константин становится настоятелем храма Введения Пресвятой Богородицы, что в Конюшенной слободе города Дмитрова (чаще всего именуемая Заречьем).
Спустя месяц, 19 ноября, батюшка переезжает на третье и последнее место служения.

Святитель Макарий (Невский) митрополит Московский и Коломенский.
Апостол Алтая.

Служение 3) Московская губ., Дмитровский у., Конюшенская слобода (ныне окраина города, именуемая Заречьем), церковь Введения Пресвятой Богородицы, иерей; 1932 г. протоиерей.

Первое время после переезда в Дмитров семья жила на частной квартире в доме Шадеевых, на берегу Яхромы, потом у Сычевых, поближе к церкви. Оба эти дома сохранились и существуют сегодня практически в том же виде.
В это время у Пятикрестовских родился четвёртый сын Виталий (5 мая 1914 года). В августе 1915 года Константин Михайлович с семьёй поселился в старом доме рядом с церковью, выкупленном у вдовы прежнего священника Петра Захаровича Лебедева за 3500 рублей. В этом доме, на улице Введения (ныне Старо-Рогачевской), и поныне живут Пятикрестовские.
На новом месте жительства Пятикрестовским пришлось много работать. Перед вселением в дом Константину Михайловичу пришлось сделать основательный ремонт. Переезд в новый дом осложнился болезнью всех четырех детей скарлатиной. Но, к счастью, всё обошлось благополучно.
Отец Константин с первых же дней работает законоучителем во Введенской земской школе. Вскоре семью Пятикрестовских постигают одна за другой тяжёлые утраты. В 1915 году скончалась мать отца Константина.

Матушка Евгения и
о. Николай Скворцовы

В июне 1917 года трагически вместе с мужем, протоиереем Николаем Скворцовым настоятелем Духосошественской церкви, погибает его сестра Евгения Михайловна. Отец Николай в последнее время собирал средства для устройства детского приюта. Как раз накануне батюшка успел сдать деньги в банк. Но грабители этого не знали и в ночь с 14 на 15 июня (ст.ст.) ворвались в его дом на Лазаревском кладбище. Услышав посторонний шум, о. Николай вышел посмотреть и когда увидел бандитов, стал с ними разговаривать, пытаясь устыдить, но в ответ был зарублен топором. Следом на крики выбежала матушка Евгения, но грабители не пожалели её и тоже ударили топором по голове. В доме находились взрослые дочери и маленькая внучка о. Николая. Проснувшись и поняв, что в доме грабители, старшая дочь Лидия не растерялась и стала стрелять из револьвера. Но злоумышленники не думали отступать: один из них тоже начал стрелять, но пули его не летели вперёд, а падали на пол. Это засвидетельствовал муж Лидии, очевидно, с ее собственных слов. Сестры закрылись в спальне, пытаясь спастись, но злодеи попытались ворваться и туда. Только когда женщины открыли форточку и стали стрелять вверх, воры решили скрыться. Рассказывают, что большая толпа возмущенного народа целый день разыскивала бандитов в Марьиной роще. И, очевидно, если бы догнала, то совершился бы самосуд. Отец Николай и матушка Евгения были торжественно отпеты епископом Иоасафом и оплаканы всей епархией.Эта трагическая смерть известного московского священника и его супруги стала предвестником грядущих кровавых гонений на Церковь.

В голодные послереволюционные годы для того чтобы прокормить семью, о. Константин и Людмила Сергеевна вместе с детьми вынуждены были большую часть времени отдавать чисто крестьянскому труду, однако никогда не забывали, что являются семьёй священника. Главным было служение Богу. Надо отметить, что о. Константин никогда не носил гражданскую одежду, хотя многие священники побаивались ходить в рясе вне службы. В 1919 г. его наградили фиолетовой скуфией.
Вскоре в 1919 году умер Михаил Степанович Пятикрестовский. По словам Константина Михайловича о. Михаил «несмотря на голод и холод, неукоснительно выполнял свои пастырские обязанности, совершая в установленные дни богослужения, отправляя требы, а во время отсутствия сторожей, уезжавших в деревню, сам поднимался на колокольню и звонил» . Погребён был о. Михаил вместе с супругой (умершей в 1914 году) на Преображенском кладбище Москвы. Вслед за отцом, в том же 1919 году 13 февраля, в доме Константина Михайловича умер его тесть - отец Людмилы Сергеевны. Он сильно простудился во время поездки на похороны своей тещи - Александры Павловны Кедровой, жившей в селе Куликово Дмитровского уезда.

на сенокосе

Переживая все эти события, отец Константин становится ещё более замкнутым и немногословным. После революционных перемен жизнь становилась всё труднее, кругом были голодающие и безработные, и он, помогал им, чем только мог, порой делился по-следним, что было в семье. Сами Пятикрестовские голодали страшно, при этом ещё и болели. Положение было критическим, и Константин Михайлович с Людмилой Сергеевной всерьёз искали место, куда можно было бы переехать из Дмитрова. За советом они обращались к своим московским родственниками. В Альманахе имеется письмо Сергея Дмитриевича Протопопова от 13 апреля 1920 года, служившего на Шабо-ловке недалеко от Донского монастыря, где в то время размещалась патриаршая резиден-ция. В нём сообщаются результаты ходатайства священника: «Достолюбезнейший Константин Михайлович и Людмила Сергеевна с семейством, Христос Воскресе! Первейше примите от нас Пасхальный привет и пожелание Вам всякого благополучия в эти высокоторжественные дни Св. Пасхи. Теперь пишу о деле Вас интересующем. На последних днях поста донские казаки были у Патриарха с просьбою назначить для 500 приходов священников, которым дают всё довольство по продовольствию и хозяйство - лошадь, корову и проч., вообще полное обеспечение. Патриарх передал им, что такое количество свободных священников не имеется, может часть послать из черного духовенства, а другую из желающих, если думаете поступить туда, то побывайте у Патриарха после Пасхи вскоре, так как в это время казачество будет у Патриарха. Вот всё, что имею сообщить Вам. С любовию к Вам иерей Сергий, Варвара с детьми Протопоповы. 13 апреля 1920 года».
Но, никуда, они, конечно, не поехали. Выживали, как могли сами и помогали другим. О. Константин помогал устраивать крестьян на работу, мужчин в мастеровые, женщин в домработницы к своим многочисленным родственникам и знакомым, его заботы не остались безответными.
По мере своих сил прихожане тоже старались позаботиться о своем батюшке. Особенно им помог Федор Иванович Кудрявцев. В 1919-21 годах, спасаясь от голода, переехав в поселок Белогородню Вольского района Саратовской области, он стал оттуда посылать отцу Константину посылки с продуктами.
В отношениях с людьми отец Константин отличался исключительной мягкостью, но, когда вставал вопрос о вере, о православии, он был непреклонен: о. Константин был одухотворён идеалами добра и справедливости. Сохраняя верность Патриарху Тихону и послушание епископу Дмитровскому Серафиму (Звездинскому), он не поддался давлению обновленческого ВЦУ, за что имел от обновленцев неприятности. В документах живоцерковного Московского Епархиального Управления он назван первым среди пяти наиболее твердых «тихоновцев» Дмитровского уезда.
Упомянутая ранее старейшина рода, Галина Кирилловна Пятикрестовская, интереснейший человек, историк по образованию, работала директором школы, вспоминает также случай из детства: «Когда мне было пять-шесть лет, бабушка водила меня на Причастие к дедушке. Дедушка меня спрашивал: «Как наречена раба Божия?»,- а я вся сожмусь, боюсь сказать что-нибудь. Тогда бабушка ответила за меня: «Галина»». Я потом спрашивала: «Бабушка, а, что дедушка моё имя забыл?»,- а она успокаивала: «Ну, что ты, просто так по правилам церковным положено». Потом бабушка рассказывала это дедушке, а он слушал и улыбался, потом и мы все заулыбаемся».

архиепископ Подольский Иннокентий (Летяев) Обвиненён 08/12/1937 "уча-стие в к/р повстанческой во-енношпионской диверсион-нотеррористической органи-зации и подготовке восстания против Советской власти". Был расстрелян 14.12.1937.

26 апреля 1926 года отца Константина наградили наперсным крестом.

12 мая 1932 года в Покровском храме на Красносельской улице Москвы епископ Подольский Иннокентий (Летяев) возвел священника Константина Пятикрестовского в сан протоиерея.

К празднику Пасхи 1936 года протоирея Константина наградили палицей.

Введенский храм

В храме Введения отец Константин прослужил двадцать четыре года.
Шли аресты. Два родных брата отца Константина и несколько двоюродных были репрессированы.
Особую известность снискал родной брат Александр Михайлович Пятикрестовский. (1870 г.). Он окончил Московскую Духовную Семинарию в 1890 году и Московскую Духовную Академию в 1895 году. Кандидат богословия, автор нескольких книг . Известный московский проповедник, протоиерей, поклонник Иоанна Кронштадтского, с которым в 1895 году дважды совершал совместное богослужение. Подражая его жизни, со своей супругой Александрой Ивановной (урожденная Сперанская: отец - священник Скорбященского монастыря в Москве Иван Павлович Сперанский, мать - Ироида Семеновна, внучка Семена Архиповича Маркова) сохранял в браке те же чистые взаимоотношения.


Протоиерей Александр Михайлович Пятикрестовский (15.08.1870-25.05.1938) с супругой Александрой Ивановной 1930-е гг.

Служил в приюте слепых детей на 2-й Мещанской улице (1895-1898 гг.), в церкви Митрополита Филиппа (1898-1902 гг.,- эта церковь сохранилась и находится на проспекте Мира перед спорткомплексом «Олимпийский»), в церкви Спаса Нерукотворного в Царицынском переулке (1902-1918 гг., церковь уничтожена), в Московском Скорбященском монастыре (1918-1919), в церкви Спаса на Большой Спасской улице (1919-1934 гг., церковь уничтожена). В последние годы он жил в посёлке Ленино (ныне московский район Царицыно). Первый раз его арестовали в 1922 г. Второй арест последовал 15 января 1935 г. Обвинение по ст. 58 ч.10., приговор ОСО НКВД от 26 марта 1935 г. на пять лет концлагеря. Был сослан в деревню Алгайск Пировского района Красноярского края, где 25 мая 1938 года его расстреляли. Реабилитирован протоиерей Александр 14 января 1994 г. прокуратурой г. Москвы. Отца Константина Пятикрестовского арестовали ночью 26 ноября 1937 года. Одновременно с ним были арестованы четырнадцать священников и диакон Дмитровского собора. В тринадцати селах Дмитровского района закрылись церкви. И только Введенскую церковь – приход отца Константина – так и не закрыли. Священнику предъявили стандартное обвинение в антисоветской деятельности: распространение контрреволюционной клеветы против существующего строя, высказывание враждебных взглядов против коммунистов, агитация населения против выборов в Советы. В 1929 году из сострадания к чужому несчастью Константин Михайлович и Людмила Сергеевна пустили на жительство в свой дом сразу несколько семей, в том числе и Поповых, как выяснилось, основным свидетелем обвинения и стала Евдокия Попова, объявившая Севастьяну Константиновичу: «Советская власть меня раскулачила, а я вас!» Отец Константин категорически отвергал представленные обвинения, стоя на своём: «Виновным в антисоветской агитации я себя не признаю. В частных беседах я говорил: «Вообще вера и вообще вера в Бога с арестами священников и закрытием церквей не прекратится, не прекратится она, эта вера, в силу того, что бессмертна…».
Эти слова, открыто произнесённые на допросе, отразили стойкость, непоколебимость, высоту духа протоирея Константина, его верность служению Богу.

Четвёртый лист протокола допроса обвиняемого Пятикрестовского Константина Михайловича от 28 ноября 1937 г.

5 декабря 1937 года «Тройка» НКВД приговорила Константина Михайловича Пятикрестовского к заключению сроком на 10 лет в исправительно-трудовой лагерь. В один из дней, когда матушка Людмила пришла с одним из сыновей к тюрьме с передачей, ей сообщили, что «всех попов» ночью куда-то увезли. После войны вернувшийся из лагеря бывший соборный диакон рассказывал: «После ареста всех заключенных собрали в милиции, явились молодцы с ножницами и бритвами и, глумясь, издеваясь, всех обстригли, побрили, сорвали со всех рясы. Ни следствия, ни суда не было, повезли в Сибирь». Отправили осужденных в Мариинские лагеря, на лесоповал. Семья долго не знала, где находится их отец.
Однажды от него пришло письмо – маленький квадратик: «Дорогая Люда! Пишу из г. Мариинска Сиб. распред. лаг. НКВД. Привет моим дорогим деткам и внучатам... Если о чем желаешь известить меня, то пиши по означенному адресу. Если отсюда вскоре и возьмут, то твое письмо все равно дойдет до меня чрез Сиб. распред. лаг. НКВД». Ма-тушка Людмила сразу же написала ему, но ответа не получила и на следующие письма. Видя переживания матери, сын Пантелеймон решил написать тоже: «Здравствуй, папа! Вот уже четыре с половиной месяца, как ты уехал из Дмитрова, а между тем от тебя получено только одно письмо из Мариинска. Почему ты не пишешь? Не болен ли ты? Очень ждём от тебя письма. Напиши, как здоровье, где в настоящий момент находишь-ся, что делаешь? Сообщи, получил ли ты письмо от мамы, а также деньги и посылку? Пиши чаще. Мы все живы и здоровы. Желаем тебе бодрости, здоровья и спокойствия. Может быть, тебе необходимо что-либо из одежды, обуви, продуктов питания – напи-ши, и мы немедленно тебе вышлем».
Вскоре на обороте этого письма один из заключенных написал ответ: «Дорогая матушка! Хочу Вам сказать и не утаить от Вас, я такой же, как Ваш муж. Не пугай-тесь, он помер… Мне Вас жаль, что Вы ему всё пишите и пишите, наконец, вижу, сынок Пантюша пишет. Ваши ещё письма два у меня… Мы поплакали горько, я решил потру-диться и ответить. Вот моя покорнейшая просьба: больше не пишите и не ищите его, он почил милостью Божией, а о посылках Вы сверьтесь на почте».

Пр.ир. Константин Пятикре-стовский, 1936г.

В архивной справке, выданной информационным центром ГУВД Новосибирской области 05.05.2000 г. указано, что Константин Михайлович прибыл в Сиблаг 31 декабря 1937 года, а 3 марта 1938 года умер. Причина смерти: энтероколит и истощение при явлениях сердечной слабости. Однако родственники всегда считали днём смерти 6 марта, и в заявлении на реабилитацию стоит именно она. Погребён был Протоиерей Константин Пятикрестовский в безвестной могиле. 6 июля 1938 года во Введенской церкви Дмитрова состоялось первое заочное отпевание ее бывшего настоятеля.

 

Людмила Сергеевна возле своего дома. Довоенные годы.