Пять Крестов и река Семиславская

Исторические и памятные места:
Место воинской доблести – Пять Крестов и река Семиславка

церковьНиколая Чудотворца
Николай Чудотворец
“Каждый город, каждое село
должно иметь свои воспоминания,
свои памятники…”
Н.Д. Иванчин-Писарев

Наш Воскресенский край, расположенный между Москвой и Коломной, насыщен, как мы выяснили в ходе нашего исследования, историческими событиями: здесь русские войска и народные ополчения не раз встречались с врагом. Через земли Колыберевской волости татаро-монгольские орды впервые шли на Москву в 1237 году. В Древней Руси, Московском государстве и России XVII-XIX – веков для отпора «непрошеным гостям», наряду с городовым ополчением, созывалось земское народное (преимущественно сельское) военное ополчение. Как система комплектования вооруженных сил (рать, войско), земское ополчение предшествовало дворянскому ополчению. В конце 1806 года в большинстве губерний России было создано 612-тысячное земское ополчение из крепостных крестьян.

С помощью народных ополчений отражались набеги и вторжения на русские поселения монголо-татарских орд, польско-литовских отрядов, польско-шведских войск, французской армии Наполеона и других завоевателей чужих земель. Захватчики разрушали военные укрепления, выжигали, разоряли и опустошали города и села славянского Подмосковья, на многие десятилетия, замедляя экономическое и культурное развитие.
В нашей южной части города есть одно уникальное место, называемое Пять Крестов. В своём исследовании мы поставили цель узнать: почему люди продолжают в течение многих лет именовать это место именно так, сохраняя его в своей памяти.
Действительно на карте современного города нет указателя Погост Пять Крестов, есть только река Семиславка и улица на её берегу, названная Семиславская. Далее мы установили, что история Пяти Крестов это совокупность и единство памятника Пять Крестов и церкви Николая Чудотворца. Поэтому мы решили воссоздать исторический облик погоста с Никольской церковью, памятником Пять Крестов и установить топонимику реки Семиславки, на которой он исторически располагается.
Первым делом мы отправились на улицу Семиславскую разыскивать памятник. Находится он на берегу реки в огороде дома № 7. (Из архива священника о. Андрея Безручко)

По отношению к памятнику Пять Крестов местные жители всегда испытывали любопытство, ведь всё что окутано тайной вызывает интерес. Поэтому памятник и дом, где он находится, конечно, с разрешения хозяев фотографировали. Раньше о нём много говорили, спорили, но со временем интерес к памятнику угас и о нём практически не вспоминали, лишь отдельные любители приходили и выпытывали у сторожил, что да как.
Только новое поколение живущих здесь, уже рассказывает о происходящем со слов бабушки. Но охотно и сейчас разрешают осматривать место, понимая, насколько оно исторически важно. Сейчас памятник находится в огороде среди картофельных грядок и представляет собой жалкое зрелище. Он сильно врос в землю, гораздо сильнее, чем мы видим на предыдущем снимке. Хозяева подсказали, как получше его рассмотреть, и показали сохранившийся узор на плите. Осмотрев место боевой доблести, мы стали расспрашивать местных жителей, о том, что они слышали сами. Нас заверили, что под пудом плит действительно находится захоронение, но кого конкретно нам установить не удалось, по существует у жителей две версии. По воспоминаниям одних – здесь покоятся тела отца и сыновей. По другим данным – князья-братья, погибшие в сражении. Мы по понятным причинам считаем, что, скорее всего, правильна вторая версия, тем более нам сообщили о свидетелях утверждающих, что памятник поднимался, и из-под него были извлечены доспехи и боевое оружие, переданные в Коломенский музей. Причём памятные плиты поменяли своё первоначальное положение.

Сфотографированный памятник мы сравнили с рисунком Иванчина – Писарева. Вот как сам автор описывает это место, только представим повествование современным языком, чтобы было понятно каждому: «…От села Марчуги к Востоку, на речке Семиславке, находится одно весьма достопримечательное место: это погост, называемый Пяти кресты. К нему принадлежит селение Колуберево. Церковь Николаевская, деревянная, срублена Князем Як. Осип. Щетининым. Начальствуя здесь над войсками, этот Князь работал со своими ратниками над её построением и таскал на себе лес. (Она возобновилась в 1829 году). Близ этой церкви, недалеко от берегов Семиславки, стоят пять каменных крестов: четыре утверждены на одном большом камне, а пятый, поменьше других, на приставленном к ним, особенном. Близ них лежит шестой, вросший в землю (вероятно приготовленный соорудителем для своего праха)». Здесь автор приводит размеры Подколоменских пяти крестов и описывает их внешний вид: «все они восьмиконечные с малыми в низу Голгофами. На большом камне кресты длинною 11/4 аршина, шириною 1 аршин. Большой камень длиною 2 1/2 аршина, шириною 1 аршин; с Западной стороны он шире. Как обычно кладутся надгробные. (См рисунок). Неподалёку видны пять курганов, около коих нередко выкапывают стрелы. Есть предание, что эти пять крестов поставлены над телами пяти воевод, павших в Лихолетье. Позднейшая надпись, означающая только год 7196 (1688) и несовременная никакому побоищу, даёт предполагать, что каменные кресты были поставлены на месте бывших деревянных каким-нибудь здешним владельцем-потомком одного из убиенных, и вероятно упомянутых Князем Яковом Щетининым современником надписи. Не так ли и зарайские кресты. Через 128 лет по убиении Князей Рязанских, утверждены были над их могилами Князем Гагариным? По находящимся тут же пяти курганам также можно полагать, что под крестами никто не похоронен, а поставлены они в память похороненных под этими насыпями, и для означения, что тут лежат Русские, ибо и враги наши засыпали своих убитых такими же. Может быть, старые деревянные, или эти самые каменные кресты стояли на пяти курганах; в течении 80-лет могли попадать от осадки насыпей, – и благочестивый Князь собрал их вместе и утвердил близ храма. Некоторые любители отечественных древностей, по сказанию здешних жителей, старались дознаться об этих крестах, но безуспешно… ». (орфография текста сохранена).

Обратим внимание, что автор указывает нам на зарайское захоронение и называет фамилию князя Гагарина. Князь Гагарин Л.Н. был представителем дворянского общества и с 1862-1868 гг. ему довелось быть губернским представителем дворянства.
О Зарайске в летописи мы нашли следующее уточнение: “по убиении князей рязанских в Зарайске на месте могилы с деревянными крестами князем Гагариным была сооружена каменная могила с тремя крестами. На реке Семиславке, примерно в это же время, была также сооружена каменная могила с пятью каменными крестами, о чем свидетельствует надпись на большой плите: “1688 год”.
Мы видим, что здесь сравниваются эти два захоронения. А произошло следующее: в рязанской земле был найден труп князя Федора, погибшего в татарском стане, который привезли в Зарайск, где покончила собой его жена Ефросинья, выбросившаяся с башни вместе с малолетним сыном. Их похоронили в одной могиле, на которой были поставлены три деревянных креста. Если здесь закономерность событий или нет, необходимо искать уточнение в архивах г. Рязани, так как раньше наши земли находились в её княжестве.

В ходе нашей исследовательской работы, местный житель К.Н. Гуськов подсказал обратиться за помощью к нашим соседям-краеведам Егорьевцам, и мы изучили книгу В.И. Смирнова «Мы – егорьевцы», изданную в Москве в 2003 г. Вот, что он пишет: «Название этого загадочного погоста Пять Крестов на реке Семиславке всегда вызывало у нас много вопросов, на которые мы долгое время не находили ответа. (Погост расположен не на территории Егорьевского района и не на территории Рязанской губернии, а близ г. Воскресенска, но всё равно его название будоражило ум). Когда-то в XII -XIII веках, это была Рязанская земля, и на ней кипела бурная жизнь. Так и хочется спросить рязанцев, а, что они знают об этом загадочном погосте? Оказывается, знают мало, или, скорее всего пока ничего не знают». Далее автор сообщает, что, работая в Рязанском архиве, его заинтересовала книга местного автора-краеведа А. И. Цепкова «И были полки Ольговы», где его поразил текст Воскресенской летописи, он пишет: «Запись от 1216 года сообщала о трагедии, которая разыгралась в селе Исады на берегу Оки, в 6 вёрстах от старой Рязани. После смерти великого Рязанского князя Романа Глебовича в начале 13 века у него не осталось прямых приемников, чтобы занять рязанский стол. На престол могли претендовать десять племянников, двоюродных братьев.

Самыми шустрыми и коварными оказались те, чьи уделы были в самой Рязани и близ неё. Это были два брата – Глеб Владимирович и Константин. Они и задумали, завладеть престолом одни, а остальных братьев убить. Чтобы выполнить задуманное, они пригласили остальных братьев как бы на совет, решить вопрос об управлении княжеством и уделом, а заодно и попировать в усадьбе братьев в Исадах. На совет и на пир приехали пять двоюродных братьев: Роман, Ростислав, Глеб и Роман Игоревичи. Кир Михаил Всеволодович из Пронска и шестой – Изяслав, родной брат Глеба и Константина. Некоторые братья не успели приехать из-за дальности уездов, в том числе не попал на пир и Игорь Игоревич. Прежде совета состоялся пир. На нём были и бояре, дворяне, приехавшие со своими князьями. И вот, когда гости здорово захмелели, хозяева вышли из шатра и привели половцев, спрятанных в соседнем шатре, и, вынув мечи, стали рубить пировавших князей, бояр и всех слуг, приехавших с гостями, и все были убиты. На кровавом пиру были убиты пять двоюродных братьев и родной брат Изяслав». Это случилось, как пишет летопись 20 июля 1216 года (по другим летописям в 1217 году). Об этом кровавом событии сообщили многие русские летописи.
Далее В.И. Смирнов ссылается на В. Татищева, который лично читал летописи об этом кровавом событии, но некоторые из них до нас не дошли. А. И. Цепков указывает нам место, где у Татищева В.Н. описано это событие. Он пишет: « И учиня сие зло, убоявся мечения, яко Каин, ведая, что Игорь и другие князи им не уступят, бежали в половцы со всеми их домы». То есть, они боялись мщения, запоздавшего Игоря Игоревича и других князей. Действительно, если бы они не убежали к половцам так и случилось бы. Но встал вопрос, где захоронить убиенных. В.И. Смирнов пишет по этому поводу, что родные побоялись хоронить убитых в своих владениях, так как боялись убийц и уделы братьев на юге Рязани, соприкасались с землями половцев. Поэтому решили хоронить в уделе Игоря Игоревича, расположенного к западу от Рязани, на левых берегах рек Оки и Москвы, границы которого доходили до левого берега реки Мерской. Этот удел был самый защищённый и находился западнее Коломны и нашего города. Мы знаем, что позднее здесь на нашей земле в XVI веке был образован Усть-Мерский стан (в устье реки Мерской).
Московского княжества. Здесь на её левом берегу стоял древний погост с церковью Рождества Христова, место пребывания удельного князя. В полуверсте отсюда, сообщает автор повествования, находилась стоянка охранников, наёмных воинов – берендеев (деревня с названием Берендино до сих пор существует на этом месте). Восточный рубеж удела проходил по нынешней реке Семиславке. На правом берегу реки, в её устье, также находился Никольский погост и в пол версте – стоянка наёмных воинов колбергов, из варяжских младших чинов. В те годы, объясняет краевед, русские князья часто нанимали воинов из других народов: берендеев, половцев, позже татар, для охраны своих рубежей и походов на соседей. Отсюда сохранились и непонятное название места Колыберево. Так решено было похоронить двоюродных братьев на Никольском погосте. А шестого брата родного Изяслава в Рязани, где у него была семья и свой удел. Возможно, в честь именно этих пяти могил с князьями, с камнями и каменными крестами на них был и назван погост Пять Крестов.
Егорьевский краевед провёл и дальнейшее изучение судьбы погоста. Он пишет, что после отвоевания Коломны у Рязани Московским князем Данилой Александровичём в 1301 году, все земли, примыкавшие к Коломне, отошли к Москве, в том числе и Погост Пять Крестов. Он пишет, что в связи с этим, отношение к памяти рязанских погребений изменилось, сказывались враждебные отношения между княжествами. Писцовые Московские книги XVI века по Коломенскому уезду сообщили, что в «Мезенской волости Коломенского уезда стоит погост великого князя Ивана Васильевича Пять Крестов с церковью Никольской на реке Семиславке». В последующие века писцовые книги по Коломенскому уезду постоянно сообщают об этом месте. Но потом только через шесть веков появляется запись Иванчина-Писарева, но надписи уже стёрты, имён не разобрать. Единственный вывод, который мы сейчас можем сделать, так это то, что каменные кресты не были бы поставлены обычным людям, такие ставили только знатным.
В отношении Погоста есть и другие версии, но все они связаны с названием реки на которой он расположен. Название реки Семиславки, тоже долгое время волнует краеведов, и работа над установлением топонимики ведётся и в наши дни.
Например, у В.И. Смирнова такая точка зрения: «…В той же летописи находим: в 1218 году, спустя год, убийцы сделали набег вместе с половцами на Рязанскую землю, – «жгли села, пленили людей». Игорь, став великим князем рязанским, вместе с другими князьями собрал воинов и настиг убийц в «верховье реки Прони» и славно их победил, что едва «из них половина спаслась». Летопись подчёркивала мысль о Славной победе над убийцами и грабителями, Семь братьев – шестеро убиенных, а седьмой герой-победитель, получили в народе оценку как славные…то есть храбрые, удалые». Автор усматривает в этом описании разгадку реки Семиславки. И число братьев, попавших под заговор тоже символичен и равен семи, может означать семь славных братьев. Тем более убитые были княжеского роду и заслуживают погребения с такими большими камнями и каменными крестами.
Второе объяснение названия реки связывают с мерянским словом, означающим «мутная, болотистая». Эту версию приписывают местному краеведу Ленкову.
В электронном музее «Краевед» приводится такая версия «на берегу реки Семиславки – притока Москвы-реки – произошла битва владимирской дружины, которой командовал знаменитый воевода богатырь Еремей, с воинами Батыя – внука Чингисхана, полководца, основателя громадной Монгольской империи. И Семь славных побед одержали на этой реке русские воины, отражая монголо-татарское нашествие…
Как пишут историки, Владимирский князь Юрий Всеволодович оказался совершенно не подготовленным к отпору врага. Он стал предпринимать военные меры только тогда, когда татары нагрянули на его княжество. В спешном порядке был послан сторожевой отряд на помощь Коломне. Но, что мог поделать маленький отряд, в несколько сот человек, огромному татарскому войску? Бессмысленность такого распоряжения отмечают многие историки.
Летопись сообщает, что Владимирский отряд встретился с татарами под Коломной. Произошла битва, в которой владимирская дружина была разбита и уничтожена, лишь немногим удалось спастись бегством. Летопись не сообщает, конкретно, в каком месте произошло это событие, однако имеются веские основания считать, что битва владимирской дружины произошла на территории города Воскресенска на реке Семиславке.
Какие же имеются основания для такого предположения? Прежде всего, просматривая
тот путь, по которому двигалась дружина от Владимира до Коломны и в особенности последний отрезок пути от реки Нерской до Коломны. На всем этом пространстве нет более примечательного места, как река Семиславка. Отсюда, стало быть, и пошло название реки. И само название реки Семиславка (семь слав, семь побед) может указывать на какое-то военное событие, в честь которого как нам кажется и дано это название. Помимо могил здесь стоят пять курганов, в которых в прошлом обнаруживали стрелы.
К тому же о месте гибели владимирской дружины сообщают две летописи – Ипатьевская и Новгородская. В Ипатьевской летописи сказано, что владимирская дружина встретилась с татарами «на Колодне», а в Новгородской – «у Коломны». Очевидно, в древности именем «Колодня» называлось место Пяти Крестов. Возможно, что здесь по берегу реки Семиславки стояли колоды, надолбы, как оборонительные сооружения, возникшие еще во времена междоусобных войн.
Для более ясного понимания этого исторического события надо представить себе ту обстановку, которая сложилась в то время в этих местах. Часть татаро-монгольских войск под командованием хана Кюлькана довольно долго задержались в Коломне. Причиной такой задержки явилось сильное сопротивление коломенцев, а также неожиданная гибель хана Кюлькана, который был убит молодым русским разведчиком, крестьянским сыном по имени Торопка. В связи с этим событием из Москвы срочно приехали хан Батый и Субудай-Багатур. В Коломне были устроены пышные похороны.
Вынужденная задержка под Коломной заставляла татар рыскать по всей округе в поисках добычи. Многочисленное и прожорливое татарское войско нуждалось в продовольствии и корме для лошадей. Но в окрестностях Коломны все было разграблено, а Воскресенский район, в особенности его западная часть, была опустошена прошедшими здесь главными силами татарских войск на Москву. Поэтому можно предположить, что в поисках добычи из Коломны татары проникали и на территорию Воскресенского района. Объектами грабежа тут становились густо населенные места по рекам Семиславке, Медведке и в особенности Нерской. На это указывают некоторые памятные места, связанные с пребыванием здесь татар. Так, например, один из притоков реки Нерской называется. Татаровка. Кроме того, народное предание сохранило до сих пор память о том, что селе Конобееве татары били коней, отсюда и происхождение названия села. Таким образом, между рекой Нерской и Коломной происходило непрерывное движение. Владимирская дружина шла знакомой нам дорогой по реке Нерской. От Маришкино дружина двинулась по левому берегу Москвы-реки, стремясь глухими лесами пройти незамеченной. На этом боевом пути она и встретилась с татарами на реке Семиславке, «на Колодне», под Коломной. Во главе отряда шел сын владимирского князя Всеволод. Здесь же находился и рязанский князь Роман Игоревич. Командовал дружиной знаменитый воевода Еремей Глебович, как мы уже сказали в начале. В схватке с татарами отряд погиб. Спасся лишь один Всеволод с небольшим остатком воинов.
Как видно, битва была жестокой и упорной. Об этом свидетельствует летопись: «…и оступиша их Татарове… и бишася крепко, и прогониша их к надолбам, и ту убиша князя Романа и Еремея и много паде ту с князем и Еремеем».
Воображение нам рисует страшную картину битвы: прижатые к надолбам, обреченные на гибель русские воины мужественно отбивают вражеские атаки, один за другим падают воины и вот, в конце концов, остаются пятеро во главе с владимирским богатырем Еремеем Глебовичем. Пять богатырей бьются с бесчисленным врагом, вместе они и по-легли на поле брани. После того, как татары отхлынули из этих мест, уцелевшие влади-мирские и рязанские князья пошли по следам побоищ и захоронили русских воинов.
Можно предположить, что когда владимирцы и рязанцы прибыли на реку. Семиславку они увидели отдельно лежащие пять трупов, которые пали последними. На этом месте возвели невысокий земляной холм, на котором были поставлены известные нам пять деревянных крестов».
По последней версии, самой новой, её выдвинул А. Фролов, Семиславка представляет собой притяжательную форму, от имени “некоего славяна-вятича Семислава, первым обосновавшимся в наших местах около тысячи лет назад” . (Фролов,А. Семиславка//Наше слово.-2004.-10 февр.) По мнению краеведа, река могла вначале называться Семиславля, позднее Семиславочка, Семиславка. Андрей Николаевич автор многих научных публикаций, серьёзно интересуется топонимикой Воскресенского района. Краевед считает, что наши предки в поисках улучшения жизненного положения выбирали для поселения побережья рек. Это позволяло им рыбачить и охотиться, таким образом, они обеспечивали себя пищей и водой. Поэтому есть предположение, что был такой Семислав, который привёл свой род на наши земли, для поселения и когда возникла необходимость в создании карт и обозначении на них названий рек, то её так и назвали Семиславской, затем она могла претерпеть изменение и называться Семиславкой.
Мы видим, на сколько разнообразны версии, но единой для краеведов нет.
Так, мы решили самостоятельно изучить историю реки Семиславки и прошли по её руслу. Протяженность реки в пределах района около 12 км. Семиславка протекает в средней и южной части города Воскресенска. Начало своё река берёт в Егорьевском районе. Местность здесь холмистая, а с обеих сторон в Семиславку впадают два притока, правый – Тырейка и левый – речушка Духовенка, бывшая Кодыховка. (Фролов, А. Топонимические заметки. Духовенка// Наше слово.- 2006.-26 авг.- С13.) В районе 11-го карьера она выглядит незначительным ручейком и сильно петляет в лесу. Пройдя по лесу, мы минуем два мостика. Постояв на одном из них, увидим, что дно её илисто, ещё мы увидели много бобровых плотин, которыми перегорожена река.
О том, что во все времена земли средней и южной части земли подверглись жуткой перепланировке, говорит название карьера. Поэтому, конечно, раньше и река выглядела совсем поиному. Здесь в центре поселка Колыберево раньше были болота, и в 1951 г. цементники завода «Гигант» соорудили на реке Семиславке плотину, так образовался водоём. На этом месте любили отдыхать в советское время трудящиеся комбината и жители всей семьёй, здесь была построена вышка, лодочная станция, тут проходили соревнования по гребле, плаванию, и устраивались массовые гуляния в День Военно-морского флота и День строителя.
Небольшие плотины, перегородившие реку в других её местах, образовали каскад прудов, окруженных ракитами и вербами.

По материалам, предоставленным И.Е.Щеголевой