Церковь Святителя Николая Чудотворца

Николай Чудотворец

Церковь Святителя Николая Чудотворца

История Пяти Крестов это совокупность и единство памятника Пять Крестов и церкви свт. Николая, поэтому вспомним ещё раз, что в память о пяти славных героях погибших на реке Семиславке в 1688 году князь Яков Осипович Щетинин построил здесь деревянную церковь, а возле неё установил оригинальный памятник взамен обветшавших крестов. Следовательно, мы постарались узнать всё и о церкви свт. Николая, стоявшей здесь как минимум 700 лет и разрушенной в безбожные годы. Из истории мы знаем, что за разрушение храмов, могильных курганов люди в этом участвовавшие, несут наказание как сами, так и их родные в последующих поколениях. Коснулось это жителей Пяти крестов и жителей Медведки, построивших дом из ломанного кирпича Воскресенской церкви.
Говоря о церкви, то, в ближайшее время по ходатайству православных верующих
начнётся строительство одноимённого храма. По архитектурному виду он будет напоминать прежний. Верится, что народ, возродившийся в православной вере, своими молитвами сможет искупить страшный грех предыдущего поколения. На этом месте уже прошли первые водосвятные молебны.
Никольскую деревянную церковь Пяти крестов мы можем сейчас видеть только на картине местного художника Валерия Даниловича Дегтярёва, воссозданной по зарисовкам очевидца. На картине художника В.Д. Дегтярёва хорошо виден и погост с Пятью крестами. Этот же погост изображён на рисунке 12-летнего мальчика Филиппова Сергея, жившего неподалёку в Колыберево на берегу реки и изобразившего его в графике в 1924 г. К сожалению, автора рисунка художника Сергея Ивановича уже нет в живых, дожив до девяноста лет, он ушёл в мир иной, оставив нам свидетельство очевидца.
О самой церкви из рассказов старожилов, собранных художником В.Д. Дегтярёвым известно:
Церковь была двухэтажная: на 1-м этаже – ризница, а на 2-м этаже – молельная. Церковь была деревянная, оштукатуренная и покрашенная охрой. На второй этаж вели пятнадцать ступенек как символ того, что Дева Мария в детстве преодолела ровно столько же ступеней при Введении Её во Храм.
Купола церкви были зелёные. Ограда церкви состояла из пяти пролётов: деревянный забор был жёлтого цвета, столбы из кирпича. Возле церкви находились массовые захоронения бояр до петровских времён XVI века. В 1837 г. похоронен боярин Норов, вероятно владелец с. Ачкасово и с. Федино.
Склеп с чёрной мраморной плитой находился перед церковью (на рисунке графически отображено расположение могилок). При строительстве частных домов всё было разровнено и уничтожено.
За получением дальнейшей информации мы обратились к краеведу А. Фролову, А.А. Суслову и в Центральную библиотеку к заведующей М.В. Васильевой. Таким образом, мы установили важные вехи Никольской церкви и её служителей. Но многое ещё предстоит установить. По Указателю селений и жителей уездов Московских губерний составленного по официальным сведениям и документам К. Нистремом в 1852 году, Пяти Кресты – это погост 1 стана. Находился он в 85 верстах от Москвы и 15 верстах от Коломны. На погосте имелась 1 церковь, 4 двора, причт – поп, дьякон, просвирница.
Материал, которым мы пользовались далее при составлении летописи – архивный, в основном это Московские церковные ведомости. На основе этих данных мы и постарались воссоздать хронологическую историю церкви. Так, о церкви нам стало известно следующее.
Пять Крестов Коломенского уезда, церковь деревянная, престолов 1: святителя Николая. Дворов в 1873 году здесь было уже 175, и проживало 499 человек мужского пола и 569 – женского. Ещё были раскольничьи дворы – 125, а людей в них 212 мужского пола и 322 женского. Ведомости приводят ревизскую сказку . Из неё мы узнаём, что в 1811г. на Погосте в церкви служил священник Матфей Ефремов 57 лет. Его сын Козьма в 1805 г. был определён дьячком в Коломенский округ с. Карпово, а дьячок Василий Васильев переведён отсюда в 1796 г. пономарём в г. Коломну в Вознесенскую церковь. У служившего при церкви пономаря Ивана Матвеева (34 лет) были дети: Афанасий (12 лет), он обучался в Московской академии, Степан (9 лет), Павел (7 лет), Василий (5 лет), Аким (2 лет) и Николай (4 мес.). На имевшуюся вакансию дьячка из Бронницкого уезда с. Осташово поступил Иван Прокопцев (33 лет).
Ещё мы узнали о событии, что в Большом Успенском соборе 15 июня, в день святителя Ионы, Московского чудотворца при мощах его священнодействовал преосвященный Игнатий, рукоположивший диакона погоста Пяти Крестов Коломенского уезда А. Гусева во священника в с. Новое Карцево, Дмитровского уезда.
Диакон же Иван Смирнов погоста Пятикрестов в 1881 г., определён на священническое место в с. Сенино Серпуховского уезда.
В 1892 г. священник Александр Орлов, служивший на погосте был награждён набедренником.
17 декабря 1893 г. ведомости сообщили нам об утверждении в должности церковного старосты Никольской церкви погоста крестьянина Петра Евгеньевича Смирнова.
В 1896 г. на должности просфорницы была определена жена бывшего псаломщика с. Сапронова Коломенского уезда, Александра Розанова.
В этом же 1896 г. на 2-е трехлетье на должность церковного старосты был утверждён землевладелец при сельце Колыбереве Пётр Егорович Смирнов.
В ночь на 18 сентября того же года в Никольской церкви произошло похищение. Из алтаря св. престола была похищена серебряная вызолоченная дарохранительница со св. Дарами, а их церкви 3 кружки. При осмотре, как сообщает «Московский листок», в лесу, находящемся близ церкви, эти кружки были найдены уже взломанными.
В 1899 г. в церкви был вновь утверждён церковным старостой Пётр Егоров Смирнов. При храме как сообщают документы того времени действовала церковно-приходская школа. Учителем числился Александр Успенский.
В 1900 г. по ходатайству Кирилло-Мефодиевского Братства священник Александр Орлов по резолюции Его Высокопреосвященства от 25 апреля №1574 вновь был отмечен и награждён скуфью.
Через два года (в 1902 г.) батюшку о. Александра переместили в другую Успенскую церковь в с. Гжель, где требовался священник
На Погост же пришёл служить священник Николай Невский. Как оказалось, он стал последним священником Никольской церкви. О нём и о его детях, внуках, т.е. продолжателях рода Невских, мы хотим рассказать в следующей главе.

Рядом с церковью были постройки: дом священника, дом дьякона,церковно-приходская школа. Не далеко от церкви был Родник в честь Св. Николая и часовенка, украшенная разноцветными витражами.
Население жило в посёлке Колыберево
В 1937 г. церковь была закрыта, её отдали под общежитие. Сгорела церковь в декабре 1956 года, возможно, её подожгли.

По материалам, предоставленным И.Е.Щеголевой